HR Студент . ру

Имя Пароль
Зарегистрироваться | Забыл пароль?
 


     
Инвентаризация, порядок ее проведения, оформления и отражение результатов в учете

Обновлено: 6.10.2011 - 17:02

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета организации должны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, техническое состояние и правильность их оценки.
Сущность инвентаризации состоит в том, что наличие тех или иных объектов устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета.
Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.
Задачами инвентаризации являются:
• выявление фактического наличия имущества в организации;
• контроль за сохранностью имущества путем сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
• выявление неиспользуемого имущества;
• проверка соблюдения правил и условий хранения имущества;
• проверка реальности стоимости учтенного в балансе имущества.
Количество, порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель, кроме тех случаев, когда ее проведение обязательно.
Обязательное проведение инвентаризации требуется в следующих случаях:
• смена материально ответственных лиц (на дату передачи дел, но не позднее дня увольнения работника);
• передача имущества в аренду (на дату оформления хозяйственной операции);
• составление годовой бухгалтерской отчетности;
• кража, а также порча ценностей (сразу же при их обнаружении);
• стихийные бедствия, пожар, аварии, чрезвычайные ситуации (сразу после их окончания);
• ликвидация, реорганизация предприятия – и в других случаях, предусмотренных законодательством. Основанием для проведения инвентаризации являются Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» и Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. №49).
Приказом руководителя предприятия для проведения инвентаризации назначается инвентаризационная комиссия (включая главного бухгалтера).
Инвентаризации подлежат все виды имущества и финансовых обязательств, а также имущество, не принадлежащее предприятию и учитываемое за балансом. Инвентаризация осуществляется по каждому наименованию имущества в разрезе материально ответственных лиц.
В зависимости от признаков и причин, по которым проводится инвентаризация, различают ее виды:
По отношению к плану проведения в соответствии с учетной политикой организации различают плановую и внеплановую инвентаризацию.
Плановая инвентаризация проводится в соответствии с планом контрольно-ревизионных работ ревизионной комиссии организации и ее учетной политикой, а также в случае обязательного проведения инвентаризации.
Внеплановая инвентаризация проводится вне плана контрольно-ревизионных работ и не предусмотрена в учетной политике, она не носит обязательного характера и осуществляется внешними аудиторами, внутренними ревизорами аудиторской службы организации, инвентаризационной комиссией организации в случае выявления фактов нарушений законности и по сигналам персонала в случае обнаружения сомнительных хозяйственных операций.
В зависимости от полноты охвата инвентаризируемых имущества и обязательств различают частичную и полную инвентаризацию. Частичной инвентаризацией является каждая отдельная проверка объектов учета определенных видов. В свою очередь частичная инвентаризация подразделяется на сплошную и выборочную.
Сплошной инвентаризацией считается такая, в ходе которой подвергается осмотру, пересчету весь комплекс объектов учета, подверженных инвентаризации. Например, если проводится инвентаризация материалов, то она осуществляется по всей их номенклатуре, при проверке готовой продукции – по всем ее видам.
Выборочной инвентаризацией является такая, в ходе которой подвергается осмотру, пересчету часть объектов конкретного вида. Например, при инвентаризации материалов проверяются только краска или только сталь.
Полная инвентаризация – это проверка всего имущества организации и ее обязательств на определенную дату. Полная инвентаризация проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при реорганизации и ликвидации организации.
За своевременность и правильность проведения инвентаризации несут ответственность руководитель организации согласно законодательству и главный бухгалтер организации согласно внутренним должностным инструкциям.
Результаты проверки материальных ценностей записывают в инвентаризационные описи, где подробно указывают полное наименование ценностей, порядковые номера по прейскуранту, сорт, количество, цену и общую сумму. По данным инвентаризационных описей бухгалтерия составляет сличительные ведомости. Их содержание включает те наименования имущества, по которым выявлены расхождения относительно данных бухгалтерского учета. Информация вносится в ведомости в натуральных и стоимостных показателях.
По окончании инвентаризации комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждается руководителем предприятия. Затем определяют порядок регулирования выявленных разница между данными инвентаризации и учета в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями о проведении инвентаризации.
Излишки товарно-материальных ценностей, обнаруженные при инвентаризации, оприходуются с отнесением на финансовые результаты организации. В бухгалтерском учете это отражается проводкой: Д-т сч. 10, 50, 43, 41 К-т сч. 99.
Недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения вначале отражаются с целью контроля проводкой:
Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
К-т сч. 10, 50, 43, 41.
Недостающие и испорченные товарно-материальные ценности в пределах действующих норм естественной убыли рассматриваются как текущие затраты и списываются на издержки производства или обращения:
Д-т сч. 20, 44 Кт сч. 10, 43, 41.
В том случае, когда недостачи отсутствуют, применение норм естественной убыли на установленные материальные ценности не допускается.
Размер потерь в пределах норм естественной убыли, когда выявлена фактическая недостача, определяется после зачета недостачи ценностей их излишками по пересортице. Зачет по пересортице допускается в случаях:
• по товарно-материальным ценностям одного и того же наименования;
• у одного и того же материально ответственного лица;
• за один и тот же отчетный период;
• в тождественных количествах.
Обо всех фактах допущенной пересортицы материально ответственные лица дают письменные объяснения комиссии.
Недостающие и испорченные товарно-материальные ценности сверх норм естественной убыли относятся в начет виновных лиц при подтверждении их вины. Если вина их не установлена или судебные органы отказали в возмещении ущерба с указанных лиц, то убытки от недостачи имущества списываются на финансовые результаты организации.
При получении письменного согласия материально ответственного лица с допущенной недостачей и по согласованию с руководителем предприятия возмещение ее может осуществляться следующими способами:
• ежемесячно удерживается из заработной платы часть недостачи до полного погашения: Д-т сч. 70 К-т сч. 73;
• внесение в кассу суммы недостачи материально ответственным лицом:
Д-т сч 50 К-т сч. 73.
Результаты инвентаризации отражаются в текущем учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Результаты годовой инвентаризации подлежат отражению в годовом бухгалтерском учете.

курсовая работа по финансам

Новости по теме:
Изменения баланса под влиянием хозяйственных операций
Методологические приемы бухгалтерского учета
Учет кассовых операций
Синтетический учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
Пользователи бухгалтерской информации
15 октября 2010 | БУХУЧЕТ | 1792 | Курсовые на заказ