Наиболее важным объектом управления в условиях рыночных отношений являются затраты, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности организаций. Затраты – выраженные в денежной форме расходы предприятий на производство промышленной продукции, осуществление работ и выполнение услуг. Управление затратами организации означает управление всей ее деятельностью, так как охватывает все стороны происходящих хозяйственных циклов и процессов.
Затраты – все потраченные ресурсы в данном отчетном периоде, а расходы – часть затрат, относящаяся к проданной продукции (соотношение доходов и расходов – принцип финансового учета). В управленческом учете большое внимание сосредоточено на контроле затрат, их оптимизации и экономии. В экономической литературе существуют разные подходы к классификации затрат, наиболее общие из них рассмотрены в табл. 2.31.

Рассмотрим наиболее значимые виды и группы затрат. Один из важных классификационных признаков – их отношение к изменению объема продукции (работ, услуг).
Выделяют постоянные и переменные затраты. Переменные затраты изменяются прямо пропорционально изменению объема производства (сырье, материалы и др.), постоянные затраты (амортизация основных средств и др.) остаются неизменными только в пределах определенного масштаба деятельности (условно-постоянными), в то время как объем производства изменяется.
Планируемые затраты обусловлены хозяйственной деятельностью и предусмотрены сметой (планом) в соответствии с нормами, лимитами, нормативами и т. п. Непланируемые – затраты, которые не являются неизбежными и не вытекают из нормальных условий работы организации (простой).
Важным моментом определение фактора затрат является событие (показатель), которое вызывает включение затрат в себестоимость. В середине 40-х годов XX в. для контроля затрат в подразделениях и более точного распределения расходов по объектам калькулирования появляются понятия «носитель затрат», «объект затрат» «центр (место) затрат», «центр ответственности». Носитель затрат – то, в чем воплощаются текущие затраты: готовая продукция, полуфабрикаты, отдельные узлы, детали и выполненные услуги, работы и др.
Объект затрат – вид деятельности, продукт отдельного подразделения. Центры затрат – пространственно или функционально разграниченные внутренние сферы деятельности, где возникают затраты (первичные производственные и обслуживающие единицы, отличающиеся однообразием функций, направленностью затрат). Центр ответственности – распределение и делегирование полномочий и ответственности между звеньями (структурами) управления организацией. Смыслом является более четкая организация процесса контроля и регулирования затрат как функции управления. По отношению к экономической роли в производстве затраты подразделяются на основные (непосредственно связаны с технологическим процессом изготовления продукции, работ, услуг) и накладные (связаны с организацией, обслуживанием и управлением производством и деятельностью организации).
По способу включения в себестоимость различают затраты, которые можно отнести к отдельному подразделению или продукту, – прямые затраты (например, заработная плата работников), и затраты, которые нельзя отнести к отдельному подразделению (продукту) (косвенные, например затраты на рекламу). Затраты могут быть прямыми для одной организации и косвенными для другой.
Важная цель управленческого учета – оказать содействие руководству организации в контроле затрат в процессе управления и предусмотреть возможность контроля отдельных их видов по отдельным исполнителям (центрам затрат, центрам ответственности). Если исполнитель может регулировать или существенно влиять на уровень затрат, то они определяются как регулируемые (контролируемые); если не может повлиять, то называются нерегулируемые (неконтролируемые).
В управленческом учете выделяют: принимаемые в расчет и не принимаемые в расчет затраты при анализе определенной ситуации, в связи с чем выделяют их различные группы, рассмотренные ниже. Явные – предполагаемые затраты, которые должна нести организация при выполнении своей деятельности. Альтернативные – затраты неиспользованных возможностей, означают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого. Воображаемые (вмененные) – отражают затраты, которые реально могут и не состояться в будущем. Невозвратные – затраты, сделанные в прошлом, следовательно, они не могут влиять на будущее. Приростные – дополнительные затраты при изготовлении дополнительной продукции, приносящей дополнительный (прирост) доход. Предельные – дополнительные затраты на производство последней единицы продукции, обеспечивающие предельный доход от продажи последней единицы продукции. Эффективные затраты приносят доход, а неэффективные – не приносят дохода (потери от брака). Дифференцированные – величина, на которую отличаются затраты при рассмотрении альтернативных решений. Маржинальные – дополнительные затраты, которые несет организация на единицу продукции при различных объемах производства.
При подготовке информации о затратах и себестоимости необходимо помнить два правила релевантности: 1) информация, подготовленная для руководства, должна обеспечивать принятие правильного решения; 2) информация предоставляется руководству в удобном для восприятия виде, она не должна быть избыточной.
В управленческом учете применяются следующие методы учета затрат, которые трансформируются (организуются) в хозяйственной деятельности организаций в различные системы учета затрат: нормативный метод, позаказный метод, попередельный метод, попроцессный метод, стандарт-кост; директ-кост; маржинальный метод, система «ЛТ»; система ABC.
Нормативный метод применяют в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной продукции. Нормативный метод предполагает: - учет и нормирование затрат и обязательное составление нормативных калькуляций по каждому изделию; - ежемесячный и поквартальный учет внесенных изменений в установленные нормы; - систематическое выявление отклонений фактических затрат от текущих норм расхода материалов и заработной платы; - калькулирование фактической себестоимости групп однородной продукции исходя из нормативной себестоимости и отклонений от норм; - анализ отклонений по причинам и виновникам. Основные задачи нормативного метода: - своевременное отслеживание и предупреждение фактов нерационального использования ресурсов; - оперативный анализ затрат на производство; - учет и выявление резервов.
Все изменения норм и нормативов отражаются в извещениях, которые составляются отдельно на изменения норм расхода материалов, расценок, нормативного времени, общепроизводственных и других расходов. Изменения норм группируют по причинам, наименованиям изделий, их однородным группам, цехам. Позаказный метод . Объектом учета и калькулирования является конкретный производственный заказ. Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа. Прямые затраты учитывают на основе первичных документов. Косвенные расходы распределяют между отдельными заказами расчетным путем пропорционально базису, принятому на данном предприятии (как правило, заработная плата производственных рабочих).
Все затраты считаются незавершенным производством до окончания выполнения заказа, поэтому отчетную калькуляцию составляют только после его выполнения.
Попередельный метод используют в производствах с комплексной обработкой сырья, материалов – химия, металлургия, где обрабатываемые сырье, материалы проходят в нескольких типах обработки – переделах. Различают бесполуфабрикатный и полуфабрикатный варианты учета.
Бесполуфабрикатный вариант ограничивается учетом затрат по каждому переделу, но в бухгалтерских записях движение полуфабрикатов не ведут.
Движение полуфабрикатов от одного передела к другому бухгалтер контролирует по данным оперативного учета в натуральном выражении, который ведут в цехах. Поэтому себестоимость полуфабриката после каждого передела не определяют, а исчисляют себестоимость готового изделия. Полуфабрикатный вариант предполагает движение полуфабрикатов из цеха в цех, оформление операций на основании накладных бухгалтерскими записями и калькулирование себестоимости полуфабрикатов после каждого передела. Это позволяет выявить себестоимость полуфабрикатов на разных стадиях их обработки.
При попередельном методе используются элементы нормативного метода: 1) систематическое выявление отклонений фактических затрат от норм; 2) учет изменений норм. Основные (технологические) затраты учитывают по переделам. Внутри каждого передела прямые расходы (сырье, материалы, заработная плата производственных рабочих) учитывают по видам полуфабрикатов или готовых изделий или по группам изделий.
Попроцессный метод применяют на предприятиях с массовым типом производства, ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или имеет незначительные размеры.
Например, угольная, горнорудная, газовая и другие отрасли промышленности. Себестоимость единицы продукции (тонны угля) в угольной отрасли может определяться делением суммарных издержек за отчетный период на количество угля, выданного «на гора» (уголь, оставшийся на шахте, в расчет не берут). Это метод простого калькулирования.
Стандарт-кост – система, в основе которой лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных стандартов, норм, нормативов. В отечественной практике производственного, а потом и управленческого учета аналогом стандарт-кост является нормативная система учета затрат. Эти учетные системы основаны на управлении по отклонениям – фактические затраты сопоставляются с нормативными, стандартными или прогнозными.
В основе системы директ-кост лежит исчисление сокращенной себестоимости и определение маржинального дохода. Данная система получила большое распространение в различных вариантах (простой директ-кост основан на использовании в учете только переменных затрат; развитой – в себестоимость включаются наряду с переменными затратами и прямые постоянные затраты по производству и продаже, и некоторые другие). Основные черты системы директ-кост: - подразделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства в определенной масштабной базе; - себестоимость планируется и учитывается только в части переменных затрат; - разница между выручкой от продажи и себестоимостью, скалькулированной по переменным затратам, называется маржинальным доходом; - постоянные затраты в расчет себестоимости не принимаются, а списываются на уменьшение прибыли.
Для целей управления затратами самым эффективным является применение маржинального метода, так как он позволяет: определять нижние ценовые границы выпускаемой продукции или заказа; провести сравнительный анализ прибыльности различных видов продукции; определить оптимальную программу выпуска и продажи продукции; определить точку безубыточности (где затраты равны выручке) и запаса прочности организации, и ряд других важных аспектов управления затратами.
На основе данного метода анализируют зависимость между затратами, объемами производства и прибылью. Система «ЛТ» (точно в срок) применима при непрерывно-поточном предметном производстве (по существу отказ от производства крупных партий продукции, ее складирования и создания больших запасов сырья, материалов и т. п., необходимых для производства), она более увязана со спросом. Эта система зародилась в Японии и получила распространение в других промышленно развитых странах. Она упрощает процесс учета, увеличивает точность исчисления себестоимости и позволяет лучше регулировать и контролировать затраты. В этой системе учет материалов и незавершенного производства осуществляется в рамках объединенного счета, и контроль с этим связанных складских запасов и затрат утрачивает актуальность. Большинство затрат в этой системе переходит в категорию прямых затрат.
Система ABC – в буквальном смысле означает «учет затрат по работам», в ней деятельность организаций рассматривается как набор конкретных рабочих операций. Все ресурсы, затраченные на рабочую операцию, составляют ее стоимость, поэтому в начале определяют перечень операций (исходя из специфики производства) и необходимые для этого ресурсы (поставляемые в момент потребления и поставленные заранее). Согласно теории ABC каждая операция имеет индекс – измеритель выходного результата – кост-драйвер (количество закупок для снабжения и т. д.) и показатели потребления ресурсов; суммирование стоимости рабочих операций (работ) позволяет получить общую себестоимость продукции или выполненной услуги.
Нужно сказать, что рассмотренные методы учета затрат и калькулирования являются достаточно традиционными в отечественной и зарубежной практике (попроцесный, позаказный, попередельный, нормативный, стандарт-кост и директ-кост).
В последние годы сформировались и успешно применяются такие значимые для управления методы и приемы калькуляции, как: целевая калькуляция (таргет-костинг), пооперационное калькулирование (АВС-костинг), калькуляция жизненного цикла (продукта) и др., что значительно расширяет возможности управленческого учета в представлении информации для целей управления затратами и себестоимостью.
Материалы по этой же теме: Учет заемного капитала Формы (виды) бухгалтерского учета Цель, задачи и концепции управленческого учета Учетные регистры и техника записей в них Документальное оформление движения материально- производственных запасов
|