HR Студент . ру

Имя Пароль
Зарегистрироваться | Забыл пароль?




     

Главная страница>>Бухучет >> Организационная структура бухгалтерии


Организационная структура бухгалтерии

Согласно Закону о бухгалтерском учете ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации и другие ответственные за организацию бухгалтерского учета лица, которые в зависимости от объема учетной работы могут:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.

Случаи, предусмотренные в подпунктах «б», «в» и «г», рекомендуется применять в организациях, относящихся по законодательству Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства.

Целесообразная организация бухгалтерского учета основана:
• на организационно-правовой форме юридического лица, законоположениях, инструкциях и других регламентирующих документах по учету и отчетности;
• на установлении наиболее рациональных взаимоотношений производственных участков с бухгалтерией;
• на определении объема бухгалтерской информации;
• на рациональном распределении функциональных обязанностей между персоналом учетного аппарата.

Бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей организации, и ее количественный состав зависит от размеров организации, видов предпринимательской деятельности, организации и технологии производства, наличия структурных подразделений и их территориального расположения, квалификации персонала бухгалтерии.

В современных условиях сложились три основных типа организации структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая), вертикальная (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).
При линейной структуре работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Данная структура предусматривает централизацию бухгалтерского учета, которая предполагает обобщение учетных данных в главной бухгалтерии, что позволяет рационально организовать труд персонала бухгалтерии. Такая структура бухгалтерии применяется в небольших организациях (рис. 2.33).
Схема линейной структуры бухгалтерии с централизованной организацией учета
Рис. 2.33. Схема линейной структуры бухгалтерии с централизованной организацией учета

При вертикальной структуре в бухгалтерии создаются промежуточные звенья управления (отделы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Персонал бухгалтерии подчиняется непосредственно старшим бухгалтерам соответствующих отделов (звеньев управления). Данная модель структуры бухгалтерии применяется в средних и крупных организациях (рис. 2.34).
Схема вертикальной структуры бухгалтерии
Рис. 2.34. Схема вертикальной структуры бухгалтерии

При комбинированной структуре специальные структурные подразделения бухгалтерии (по центрам ответственности и другим организационным структурам) выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителямподразделений бухгалтерий в пределах установленной компетентности. Такая структура аппарата бухгалтерии применяется в холдинговых компаниях, в которых созданы центры ответственности на базе организации внутрихозяйственной кооперации, аренды (рис. 2.35).
Схема комбинированной структуры бухгалтерии с децентрализованной организацией учета

Рис. 2.35. Схема комбинированной структуры бухгалтерии с децентрализованной организацией учета
Данная схема предполагает децентрализацию бухгалтерского учета, которая состоит в том, что в отдельных бизнес-единицах не только оформляются первичные документы, но и ведется синтетический и аналитический учет, составляются бухгалтерские балансы и отчеты, которые сдаются в главную бухгалтерию. Персонал главной бухгалтерии осуществляет контроль за работой бухгалтерии бизнес-единиц холдинга.

Таким образом, децентрализация учета используется там, где она неизбежна в силу территориальной или оперативно-управленческой обособленности подразделений и служб организации.
Таким образом, организация выбирает варианты ведения бухгалтерского учета, принимая во внимание специфические особенности деятельности организации и других влияющих факторов, а также самостоятельно разрабатывает систему, организационную структуру бухгалтерии.

Материалы по этой же теме:
Учет амортизации основных средств
Нужно ли изучать МСФО?
Учет движения материально-производственных запасов
Понятие, виды и оценка нематериальных активов
Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда

21 октября 2010 | Бухучет | 24136