HR Студент . ру

Имя Пароль
Зарегистрироваться | Забыл пароль?


     
дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты  на заказ

Главная страница>>Финансы и кредит >> Экономическое содержание и структура доходов федерального бюджета


Экономическое содержание и структура доходов федерального бюджета
Доходы бюджета служат одной цели – удовлетворению общественных потребностей. Отличительной чертой доходов государственного бюджета является то, что они всегда выступают как результат распределения (платежи в бюджет) и объект дальнейшего распределения.
Следовательно, доходы государственного бюджета – это экономические (денежные отношения), возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти.
Основные методы, используемые государством для образования бюджетных доходов и перераспределения НД - налоги, государственный кредит и эмиссия денег.
Налоги – обеспечивают преобладающую часть бюджета, в некоторых странах до 9/10 всех доходов бюджета занимают налоговые поступления.
Второй по значимости доход бюджета – государственный кредит. К этому методу государство прибегает при бюджетном дефиците. Увеличение объема кредитных операций ведет к государственному догу, который тесно связан с налогами, т.к. его погашение и выплата процентов осуществляются в основном за счет налоговых поступлений либо новых кредитных операций.
При чрезвычайных обстоятельствах государство прибегает к эмиссии денег. Это самый непопулярный метод, который вызывает рост денежной массы и приводит к усилению инфляции.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования. Состав доходов бюджетов в определении Бюджетного кодекса представлен на рис. 2.4.1.
2.4.1.jpg (25.3 Kb)
Рис. 2.4.1. Состав и структура доходов государственного бюджета

К неналоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и пр.).
К неналоговым доходам относятся:
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (арендная плата, часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий и пр.);
• доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (доходы от реализации государственных запасов, средства от продажи государственных акций);
• доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям;
• доходы от внешнеэкономической деятельности;
• доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Безвозмездные перечисления могут зачисляться в доходы бюджета от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств.
Состав целевых бюджетных фондов Российской Федерации был рассмотрен в предыдущей теме. Доходы этих фондов обособлено учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством.
Превышение доходов над расходами (профицит бюджета) наблюдается в течение последних нескольких лет, но направляется в разные периоды на различные цели.
Превышение доходов над расходами направлялось в 2002 году в сумме 68 566,6 млн. рублей на погашение государственного долга Российской Федерации и в сумме 109 765,3 млн. рублей на образование финансового резерва.
Превышение доходов над расходами в 2003 году в сумме 148 254,7 млн. рублей направлялось на пополнение финансового резерва.
Превышение доходов над расходами в 2004 году в сумме 83 403,4 млн. рублей направлено на образование Стабилизационного фонда Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Средства фонда могут использоваться для финансирования дефицита бюджета, а также на иные цели, если накопленный объем средств фонда превышает 500 млрд рублей. Управление Стабилизационным фондом осуществляется Министерством финансов РФ. Правительство РФ в ближайшие два года не намерено расходовать средства стабилизационного фонда. Наличие Стабфонда обеспечивает стабильный курс национальной валюты, а также позволяет накапливать ресурсы для решения стратегических задач.
Динамика изменений размеров доходов, расходов и профицита бюджета представлена на рисунке 2.4.2.
2.4.2.jpg (71.54 Kb)
Рис.2.4.2. Динамика изменений доходов, расходов и профицита федерального бюджета в 2002 – 2004 гг.

курсовая работа по конституционному праву

Материалы по этой же теме:
Имущественное страхование и страхование ответственности
Виды счетов, открываемых в коммерческом банке
Налоговая система Российской Федерации
Характеристика финансов как экономической категории
Методы ведения хозяйства в непроизводственной сфере

31 декабря 2010 | Финансы и кредит | 1599