В любом обществе есть лица, которые в силу определенных причин не участвуют в общественном труде и не могут за счет оплаты по труду поддерживать свое существование. Социальное страхование – это система отношений, с помощью которых формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения физических лиц. Исторически определились три формы организации социального страхования: коллективная (страхование, организуемое профсоюзами); государственная; смешанная (основанная на взаимодействии государства и профсоюзов). Наряду с ними существует еще одна система социальной защиты населения - государственное социальное обеспечение. Современное коллективное социальное страхование имеет цель – гарантировать привычный уровень жизни. Его объект ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды создаются за счет взносов работников и работодателей. Они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, имеющие лицензию на данный вид страховых операций. Государственное социальное страхование имеет своим объектом все население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Страховые фонды государственного социального страхования формируются за счет взносов, уплачиваемых работниками и работодателями. Государственное социальное обеспечение осуществляется не за счет страховых взносов, а за счет налоговых поступлений в бюджет. При этом государство самостоятельно, решениями своих властных органов определяет, кому, в каких размерах и при каких условиях следует оказывать социальную помощь. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Целью государственного страхования является гарантирование прожиточного минимума. На всех этапах истории социального страхования России государство всегда выступало гарантом обеспечения социальных выплат работающим гражданам. Этот принцип закреплен в Конституции России, в Кодексе законов о труде, и федеральных законов о конкретных видах социального страхования. Он определяет обязательное обеспечение работников всеми видами пособий и санаторно-курортным лечением. Однако, следует отметить, что действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем для страхования. При крайне высокой страховой нагрузке на работодателя (почти 40 % от фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат является не достаточным и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и социальные гарантии, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования: социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов, – эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все чаще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной защиты населения.