HR Студент . ру

Имя Пароль
Зарегистрироваться | Забыл пароль?




     

Главная страница>>Финансы и кредит >> Сущность и элементы финансовой политики. Основные направления финансовой политики государства


Сущность и элементы финансовой политики. Основные направления финансовой политики государства

Финансовая политика – это определение целей и задач, на решение которых направлен процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса. Финансовая политика исходит из интересов различных представителей общества: центральных и местных органов власти, отраслей, предприятий, организаций и населения.
Финансовую политику можно определить как деятельность государства в области использования финансов, состоящую в выработке научно обоснованных концепций их развития, принципов и форм их организации.
Финансовая политика является составной частью экономической политики. В содержание финансовой политики входят следующие основные звенья:
1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производства и т. п.
2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период. При этом учитывают возможности роста финансовых ресурсов, пути достижения поставленных целей и т. п.
3. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, предусматривает формы и методы организации финансовых отношений, обеспечивающие достижение намеченных перспектив развития.
Финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии, финансовая тактика должка отличаться гибкостью в связи с изменением экономических условий, социальных факторов и т. п.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.
Финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности; уделять большое внимание определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства; всячески способствовать повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства.
Звенья финансовой политики представлены на рис. 2.2.5.

2.2.5.jpg (30.68 Kb)
Рис. 2.2. 5. Элементы финансовой политики России

Под бюджетной политикой понимают определение государством:
• источников формирования дохода государственного бюджета;
• основных направлений расходов в бюджете;
• допустимых пределов разбалансированности бюджета;
• источников финансирования бюджетного дефицита;
• принципов взаимоотношений между звеньями бюджетной системы.
Основным инструментом формирования доходной части бюджета любого уровня является налоговая политика.
Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогообложения. Она включает в себя выбор состава налогов, налоговой ставки, льготы, санкции по каждому виду налогов.
Управление государственным долгом предполагает рациональное привлечение финансовых ресурсов и определение способов погашения долга.
Под денежно-кредитной политикой понимается обеспечение устойчивости денежного обращения. Оно осуществляется через регулирование инфляцией, курса национальной денежной единицы, обеспечение расчетов в народном хозяйстве, регулирование деятельности банков, размещение ценных государственных бумаг, ставку рефинансирования ЦБ и др.
Валютная политика представляет собой деятельность государства по целенаправленному использованию валютных средств. Валютная политика подразделяется на текущую и долгосрочную.
Кредитная политика – это совокупность экономических методов по управлению кредитным капиталом (кредитный рынок и рынок ценных бумаг). Основными методами регулирования являются: определение объемов кредита предоставляемого ЦБ РФ коммерческим банкам; определение ставки по ним; установление норм обязательных резервов размещаемых коммерческими банками в ЦБ.
Учетная политика – деятельность банка по учету векселей, характеризуется размером учетной ставки.
Управление финансами включает в себя:
Дефляционная политика – это система мер по регулированию общегосударственных финансов путем снижения деловой активности и замедления экономического роста. Проводится путем роста налогов, при снижении государственных расходов, сокращение эмиссии денег, рост ставки рефинансирования.
Рефляционная политика – это система мер по регулированию общегосударственных финансов путем роста деловой активности, ускорению экономического роста. Проводится путем роста государственных расходов, снижения налогов, стимулирования кредитов и пр.
Сейчас большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений. Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающих финансовые трудности (как правило, в форме представления кредитов или реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга, продление сроков погашения).
Практически на протяжении всего периода реформ в России одной из главных задач финансовой политики являлось преодоление бюджетного кризиса, удержание экономики от спада производства, ликвидация бюджетного дефицита, сокращение громадных размеров государственного внутреннего и внешнего долга, обеспечение финансирования народного хозяйства, собираемость налогов и пр. В этой связи применялись различные пути и способы решения этих проблем. Так, с 1993г. в России для ликвидации бюджетного дефицита, стали активно использоваться государственные ценные бумаги. Это было правильным шагом государства. Но государство чрезмерно увлеклось выпуском долговых обязательств, не вкладывая деньги в производство, а покрывая разрывы в исполнении бюджета. Привлеченные средства полностью «проедались», что привело к кризису 1998г. Так, если первый объем выпуска ГКО составлял 1 млрд. неденоминированных рублей, то к середине 1998г. в обращении находились ГКО номинальной стоимостью около 400 трлн. неденоминированных рублей. Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга составляли в 1996- 1997гг. 10-12% всех расходов бюджета, к середине 1998г. они достигли 40% всех бюджетных расходов, что привело к невозможности обслуживания государственного внутреннего долга и как следствие, к кризису 1998г.
В связи с переходом к рыночным отношениям изменился финансовый механизм. Это нашло отражение в переводе взаимоотношений между государством и предприятиями на налоговую основу. Основные элементы налоговой реформы: отмена неэффективных налогов и льгот, оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность; снижение налогообложения фонда оплаты труда и общего размера отчислений в социальные внебюджетные фонды; уменьшение налоговых ставок; ужесточение финансовых санкций за несвоевременное неполное выполнение обязательств перед бюджетом, сокрытие прибыли, несоблюдение требований.
Правительством РФ разработана и одобрена экономическая программа на долгосрочную перспективу, которая определяет основные направления финансово-бюджетной политики нашего государства:
1. Снижение налоговой нагрузки на экономику.
2. Пересмотр размера и структуры государственных обязательств.
3. Концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач.
4. Предоставление социальных гарантий населению.
5. Создание эффективной системы межбюджетных отношений.
Предусматривается сокращение расходов на государственное управление за счет сокращения функций государственной власти и уменьшения численности государственных служащих. Главными приоритетами в бюджетных расходах будут повышение уровня материальной обеспеченности, сокращение расходов внутренней и внешней безопасности государства, воспроизводство научной и социальной сферы. Для повышения жизненного уровня нуждающегося населения предполагается ежегодно увеличивать ассигнования из бюджета на пособия.

курсовая по философии

Материалы по этой же теме:
Методы ведения хозяйства в непроизводственной сфере
Налоговая система Российской Федерации
Организация кредитования в коммерческом банке
Социально-экономическая сущность, роль и значение внебюджетных фондов
Источники финансовых ресурсов коммерческих предприятий

26 декабря 2010 | Финансы и кредит | 15111