Необходимость и возможность изменения инфраструктуры хозяйствования. Структурная перестройка экономики
Обновлено: 7.10.2011 - 12:11
Крупное машинное производство всегда тяготеет к плановому ведению хозяйства. Это связано со сложностью производственно-хозяйственных процессов, происходящих в нем. Поэтому недоучет какого-либо фактора в хозяйственной деятельности крупного механизированного производства может обернуться для него большими убытками в виде расходованного сырья и не нашедшей сбыта продукции. Возможность координации деятельности предприятий дает планирование производственной и сбытовой деятельности на уровне государства. Однако функционирование российской экономики, построенное на государственном планировании, привело к постепенному снижению экономического роста и убыточности предприятий. Причины негативных явлений в экономике кроются в методах проведения государственной политики, осуществляемой с помощью соответствующей ей инфраструктуры.
Под инфраструктурой понимается совокупность организационно-экономических, юридических условий, а также система институтов общественного хозяйства, позволяющих осуществлять процесс воспроизводства общественного хозяйства определенным образом.
В плановой экономике, для которой была характерна директивная форма связи производства и потребления, основная системная связь осуществлялась с помощью центральных и местных органов Госплана, а также с помощью министерств и ведомств. Центральная хозяйственная власть принадлежала Госплану. Принимаемые им решения распространялись вниз и вширь по различным уровням нижестоящих хозяйственных структур, конкретизировались, дополнялись расчетами и соответствующими указаниями и постепенно доводились до непосредственных производителей и потребителей. Такая инфраструктура имела то преимущество, что лишала непосредственных производителей хозяйственного риска, связанного с конкуренцией, так как производители обеспечивались ресурсами, планами и распределением их продукта. Но это приводило к лишению предприятий хозяйственной самостоятельности в поиске эффективных экономических решений. Кроме того, многоуровневый вертикальный характер плановой инфраструктуры требовал согласования любой хозяйственной инициативы на нескольких вышестоящих уровнях управления. Это делало существовавшую систему хозяйственного управления громоздкой и медлительной, не способной оперативно учитывать изменяющиеся условия.
Переходная экономика, базирующаяся на становлении многообразных форм собственности, приводит к зарождению новой инфраструктуры, прежде всего рыночной инфраструктуры торговли, представленной частными рыночными структурами: товарными биржами, брокерскими конторами, торговыми домами и другими посредническими фирмами. Процесс образования и развития этих структур протекает спонтанно и взрывообразно. В 1992 году было создано около 400 бирж, и торговля на них шла по очень широкому ассортименту товаров.
Преобразования в инфраструктуре торговли, наряду с процессами разгосударствления и приватизации, привели к становлению новой рыночной инфраструктуры хозяйственных связей в переходной экономике. Именно процесс становления экономических субъектов на основе многообразных форм собственности, различных форм хозяйствования и механизмов взаимодействия между ними в процессе хозяйственной деятельности приводит к появлению и развитию новых экономических сфер: рынков капитала, труда и товаров.
Создание рынков - это процесс реорганизации экономики, во-первых, на основе принятия законодательных актов о новом статусе экономических субъектов (предприятий, учреждений, граждан); во-вторых, отмена предыдущих плановых форм управления. Это дает стартовые условия будущего развития рынков, но еще не сами рынки, как таковые.
Быстрому развитию рынка препятствует, во-первых, то, что экономический субъект не претерпел радикальных изменений. Если говорить о предприятии, то это, как правило, крупное, узкоспециализированное производство, часто занимающее монопольное положение в отрасли. Возможности для маневра у такого предприятия ограничены его узкой специализацией, а возможности давления на потребителя, наоборот, велики. Сами же работники под воздействием воспитанного стереотипа поведения не готовы к восприятию перемен. Кроме того, для формирования рыночной инфраструктуры, т. е. принципиально другой организации экономических институтов, составляющей систему, более того, включающей абсолютно новые институты, присущие рынку, необходимо время.
Рыночная инфраструктура характеризуется системой хозяйственных связей между государством, предприятиями и другими субъектами, которая постоянно поддерживает рыночный механизм взаимодействия между производством и потреблением.
Механизм рыночной связи - это механизм конкуренции. Он реализуется не путем исполнения приказов, а на основе свободы экономического выбора. Выбор осуществляется на основе потребительских предпочтений и предполагает свободный доступ к информации о наличии товара: продукта, труда, капитала.
В соответствии с особенностями той или иной сферы экономической деятельности в переходной экономике появляются и развиваются обслуживающие ее элементы инфраструктуры. Прежде всего, сфера товарного обращения - от розничной торговой сети до товарных бирж; далее, сфера рынка труда, представленная различными бюро по трудоустройству, центрами по переподготовке кадров, образовательными учреждениями и биржей труда, а также сфера обращения капитала, включающая фондовые и валютные биржи, банки и небанковские инвестиционные учреждения.
Важнейшим фактором становления рыночных отношений является свобода торговли. Разветвленная система торговли постепенно полностью заменяет применявшееся в плановой экономике централизованное распределение ресурсов между отраслями и отдельными производствами. Развитие свободной торговли способствует появлению конкуренции, стабилизации и выравниванию уровней цен, влияя, таким образом, на развитие новой структуры общественного производства.
В период перехода экономики к рынку усложнилась система товарообмена, включая одновременно и старые, и новые формы. Товарообмен осуществляется по трем различным направлениям: во-первых, через структуры прежней распределительной системы; во-вторых, по линии прямых связей между предприятиями; и в-третьих, через вновь возникающие рыночные структуры. Доля каждого направления во всем товарообороте в результате демократизации экономики меняется.
Наиболее предпочтительными для предприятий являются прямые связи между ними. Во-первых, прямой товарообмен дополняется бартером; во-вторых, большинство предприятий не имеет развитой маркетинговой политики.
Важное место в товарообороте занимают биржи. Биржа - это инструмент рыночных связей, один из институтов рыночной инфраструктуры. Первоначальным видом бирж является товарная биржа. Современные товарные биржи, в том числе международные товарные биржи, - это особый вид постоянно действующего рынка, на котором совершаются сделки по купле-продаже массовых сырьевых и продовольственных товаров, обладающих родовыми признаками однородных и взаимозаменяемых. При биржевой торговле сам товар отсутствует, а продается на основе установленных стандартов и образцов.
Плановая экономика с всеобщей занятостью порождала неэффективное производство за счет излишка труда, поэтому важной чертой становления рыночной инфраструктуры хозяйства стало сокращение числа занятых для достижения оптимального сочетания производительного капитала и труда. Безработица, как социальное явление, породила необходимость в организации таких институтов, как биржи труда и службы занятости. Теперь уже явная армия безработных породила рынок труда, где конкуренция между носителями рабочей силы стала основным способом распределения данного ресурса. Ввиду специфичности товара (рабочая сила) именно на государственные институты, к которым относится значительная часть бирж труда и служб занятости, возложена обязанность регулирования рынка труда. На рынке труда основными субъектами выступают: работник, предприниматель и государство, где государству отведена значительная роль. Государство должно контролировать справедливость сделок, выявлять потребности предпринимателей в количестве и качестве рабочей силы, способствовать повышению конкурентоспособности рабочей силы, наконец, сохранять работоспособность рабочей силы. Рыночный механизм, используемый в распределении труда, позволяет людям свободно выбирать наилучший для себя вариант занятости на основе альтернативных возможностей. Государство же, как субъект рынка труда, с помощью центров переобучения увеличивает эти альтернативные возможности.
Банковская система и кредитный рынок являются наиболее развитыми сегментами российского рынка. Банковская система плановой экономики базировалась на одном Государственном банке, который распределял государственные кредиты в соответствии с государственным планом экономического развития.
Перестройка банковской системы началась в 1987 году. Первый ее этап включал создание двухуровневой банковской системы. Первый уровень был представлен преобразованным Центральным банком, второй - пятью специализированными банками: сберегательным банком (Сбербанк);
банком внешней торговли (Внешторгбанк);
банком строительства и промышленности (Промстройбанк);
сельскохозяйственным банком (Агропромбанк);
банком обслуживания социальной сферы и малых предприятий (Жилсоцбанк). Второй этап банковской реформы прошел в 1988-1989 годах. Он ознаменовался быстрым ростом разветвленной сети отраслевых и региональных коммерческих банков, что потребовало преобразований в деятельности Центрального банка - развитие контрольных функций.
Развитие коммерческих банков в переходной экономике позволяет использовать экономические рычаги, присущие банковской системе, в рыночной экономике. Благодаря появлению коммерческих банков ослабляется монополизм и рождается конкуренция в банковском деле, т. е. реально осуществляется демонополизация экономики.
Коммерческие банки обеспечивают в рыночной экономике финансовое посредничество и деловые услуги. Финансовое посредничество выражается в мобилизации капиталов через финансовую систему и их инвестирование в эффективный бизнес. Это способствует повышению эффективности производства, а также позволяет снизить степень риска и неопределенности в экономической системе.