Каждый потребитель представляет собой разумного человека, стремящегося получить максимальное количество благ в условиях ограниченных ресурсов, т. е. с учетом его дохода. Пользуясь экономической терминологией, можно сказать, потребитель стремится максимизировать совокупную полезность получаемых благ. Под совокупной полезностью понимается общее удовлетворение или удовольствие, которое получает человек от потребления конкретного количества благ. Например, от пяти единиц товара, которые полностью удовлетворяют потребителя, и шестая единица товара ему будет не нужна. Предельная полезность – это добавочное удовлетворение, извлекаемое потребителем из дополнительной единицы продукта. Или, можно сказать, это изменение совокупной полезности, вызванное потреблением еще одной единицы продукции. Рассмотрим совокупную полезность с помощью графика (рис. 2.6). По оси абсцисс отложим количество потребляемых товаров, по оси ординат – полезность, выражающую в условных единицах («радах»).  Рис. 2.6. Кривая совокупной полезности приращения благ Как можно видеть на графике общая полезность получаемых благ возрастает, но каждая единица товара обладает все меньшей полезностью по сравнению с предыдущей, а при насыщении данным товаром начинает снижаться и его общая полезность. На предложенном графике пятая единица товара является предельной. Затем полезность блага становится отрицательной. Следовательно, для рационального использования дохода потребителю необходимо ограничиться пятью единицами этого товара. Каждый потребитель имеет свои предпочтения, поэтому самостоятельно определяет какую предельную полезность он извлечет из каждой единицы приобретаемого товара. Предпочтения людей также трудно учитывать по причине особенности видов наборов благ, который выбирает каждый потребитель. Однако, человек не свободен в приобретении всех необходимых желаемых им благ. Его возможности ограничены величиной получаемого дохода. Поскольку потребитель вкладывает в свое дело ограниченное количество человеческих и материальных ресурсов, получаемый им денежный доход ограничен. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного использования и текущего потребления, между дорогими и дешевыми товарами. Ограниченность ресурсов, в том числе и товаров, по сравнению с безграничными потребностями не позволяют сделать их бесплатными даже для малодоходных групп населения. Поэтому каждый товар имеет цену, выраженную в деньгах. Потребительские цены, как и денежные доходы, ограничивают набор товаров и уровень жизни, увязывая их с личным бюджетом покупателя. Функцию бюджетного ограничения можно представить в виде графика (рис. 2.7).  Бюджетная линия показывает все возможные варианты комбинации покупаемых продуктов, которые могут быть приобретены потребителем при данных ценах на продукты и данной величине дохода. Расположение бюджетной линии зависит от величины дохода. Увеличение денежного дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо, так же как и снижение цен на товары эквивалентное увеличению реального дохода. Уменьшение денежного дохода смещает бюджетную линию влево, как и общее увеличение цен. Ограниченность личного бюджета и стремление более рационально его распределить при различных и подвижных ценах вынуждает покупателя делать выбор: одни товары покупать, а от других отказываться. Из многочисленных альтернатив потребитель выбирает такие варианты и сочетания товаров, которые соответствуют его представлениям о полезности покупок, соизмеренных с возможностями личного бюджета. Полезность товара – это его потребительский эффект, соотносимый и сопоставляемый покупателем с уплаченными за него деньгами. В данном случае деньги выступают количественной мерой полезности покупаемых товаров. Другой существенной мерой выступает количество товаров по данной цене, необходимых для удовлетворения потребности. При убывающей предельной полезности любого товара потребитель стремится максимализировать суммарный потребительский эффект от всех осуществляемых покупок. Увеличение полезности затрат на приобретение одного товара должно уравновесить снижение закупок другого товара. В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат, влияния социальной среды, покупательских взаимовлияний, по отношению к моде, субъективным предпочтениям и т. д. Можно сгруппировать потребительские предпочтения в виде ассортиментных товарных наборов. Представим себе несколько вариантов таких товарных наборов, включающих одежу и продовольствие.
Таблица товарных наборов Вариант Одежда Продукты Доходы А 4 6 10 Б 6 4 10 В 5 5 10 Г 4 5 10 Представленные варианты отличаются друг от друга различными предпочтениями людей, получающих одинаковый доход. Одни покупатели распределяют сумму денежного дохода между питанием и одеждой, придавая меньшее или большее значение тем или иным товарам. Другие – часть дохода экономят, сокращая расходы, как можно видеть в варианте Г, формируя таким образом, будущее потребления. Увеличивая потребительский эффект, рациональный потребитель учитывает не только полезность товаров, но и их цены. Именно цены позволяют соизмерить пропорции покупаемых товаров. Таким образом, можно сформулировать правило максимализации полезности. Для максимализации удовлетворения потребностей денежный доход потребителя следует распределять таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого продукта, приносила бы одинаковую добавочную (предельную) полезность. Графическая интерпретация выбора потребителем того или иного набора товаров может быть представлена с помощью кривых безразличия (рис. 2.8).  Каждая кривая безразличия – это набор товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что потребителю «безразлично» какой из вариантов, располагаемых на кривой выбрать. Возможности потребительского выбора, как известно, определяются бюджетными ограничениями и ценами товаров. Сопоставив ценовые и бюджетные ограничения, покупатель замещает одни товары другими, стремясь к максимализации их полезности и собственного потребительского эффекта. Сравнивая потребительские предпочтения и варианты реально возможного выбора можно отметить: Потребителю предпочтительнее набор с большим количеством товаров, чем с меньшим их количеством. Однако это не реальная для потребителя ситуация, она представлена кривой безразличия 3, т. к. набор товаров превышает возможности его бюджета. Кривая безразличия 1 характеризует ситуацию когда потребление осуществляется на заниженном уровне и доход используется не полностью. В точках пересечения кривой безразличия 1 с бюджетной линией потребление товаров очевидно меньше, чем оно могло бы быть в точке равновесия. Искомая максимизация полезности и потребительское равновесие достигается в той единственной точке, где кривая безразличия 2 проходит по касательной с линией бюджетных ограничений. В этой точке достигается максимально возможное удовлетворение потребителя при полном использовании его дохода. Это и есть точка потребительского равновесия – (×) А. наклон кривой безразличия 2 равен отношению предельной полезности одежды и предельной полезности продуктов. Наклон линии бюджетных ограничений в этой же точке равен отношению цены одежды к цене продовольственных товаров. Каждая кривая безразличия «описывает» какой-либо один уровень потребления. Изменение его, например, из-за роста или снижения цен может быть изображено новыми сместившимися кривыми, имеющими несколько другой наклон, но не пересекающимися.
курсовая работа по гражданскому праву
Материалы по этой же теме: Закон спроса и предложения Решение экономических задач онлайн Предмет и методы экономической теории Основные факторы производства и их значение в создании благ Деньги, их место и роль в рыночной экономике
|