HR Студент . ру

Имя Пароль
Зарегистрироваться | Забыл пароль?


     
дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты  на заказ

Главная страница>>Микроэкономика >> Закон спроса и предложения


Закон спроса и предложения

Все люди ощущают необходимость в обладании теми или иными продуктами или услугами. И в момент реализации этой необходимости она превращается просто в потребность. Процесс реализации и связывает понятия потребность и спрос.
Спрос - это понятие, которое связывает покупаемые количества благ с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих количеств.
Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Спрос выступает в виде платежеспособной потребности, т. е. потребности покупателя, располагающего денежными средствами для приобретения тех или иных товаров и услуг.
Основным свойством спроса является то, что существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него. Соотношение это заключается в том, что чем выше цена на то или иное благо, при прочих неизменных условиях, тем меньшее число людей будет хотеть приобрести это благо. Эта зависимость получила название закона спроса, т. е. закон спроса устанавливает, что существует отрицательная связь между количеством какого - либо блага, которое люди будут приобретать, и ценой, которую они должны платить для его приобретения.
кривая спроса
Рис 2. Кривая спроса
Зависимость между количеством покупаемого товара и ценой на него можно представить графически в виде кривой спроса dd. На оси абсцисс показано количество товаров (Q), на оси ординат - цена (P). Кривая dd характеризует обратную зависимость, определяющих ее цен и количеств покупаемого товара. Пологий ниспадающий вид кривой иллюстрирует постепенное убывание спроса и снижающуюся полезность каждой дополнительной покупки одинакового товара.
Проанализируем характерные для спроса особенности с помощью произвольно выбранных точек (B, D, E), которым соответствуют определенные количества покупок по соответствующей цене. Точка B характеризуется незначительным количеством покупок при высокой цене. Точка E на графике, наоборот, характеризуется низкой ценой и значительной долей покупок. Каждая точка на кривой dd свидетельствует о существовании спроса. Ведь спрос - это реализация потребности, а вот размер этой потребности характеризует величина спроса. Понятие "величина" предполагает количественную характеристику, поэтому движение по кривой спроса (dd) одной точки (В) до другой точки (D) характеризуется изменением цен и количеств продаваемого товара, так как на кривой каждой точке соответствует два параметра: уровень цены и объем реализуемого продукта.
Кроме цены на спрос влияют неценовые факторы, приводящие к изменению его величины.
На спрос имеют влияние следующие факторы:
Уровень доходов в обществе. Каждый продукт занимает определенное место в структуре покупок, поэтому с изменением доходов место определенного продукта (например, картофеля) будет изменяться;
Размеры рынка данного товара, его количество в продаже: Если товар на рынок поступает регулярно, размеры рынка постоянно увеличиваются, то покупатели будут ожидать наиболее приемлемую для них цену;
Наличие заменителей. Под заменителями понимаются товары, обладающие одним или несколькими свойствами заменяемого товара, например, крем для бритья можно заменить пеной, мылом. Кроме того, можно выделить территориальные заменители, например, хлеб в магазине рядом с домом и хлеб в магазине за две остановки от дома.
Мода. Мода оказывает большое влияние на изменение спроса потребителей. Например, сегодня национальный костюм не может быть предметом повседневной одежды. Социальные условия накладывают отпечаток на стиль одежды.
Сезон, как один из факторов, влияет на выбор людьми продуктов, необходимых для потребления, т.е. летом в жаркую погоду люди будут предпочитать холодный лимонад горячему кофе, зимой - наоборот
Субъективные вкусы покупателей, их психология покупок. Вкусы покупателей складываются под воздействием социальной среды, поэтому люди разных социальных слоев будут предъявлять различный спрос на товары. При одинаковом уровне дохода одни будут предпочитать пиво, другие - книги. Здесь большое значение играет индивидуальная шкала ценностей, на основе которой складываются предпочтения в потреблении.
Применяя понятие спроса, нужно учитывать, что, помимо ценовых изменений, возможны и другие изменения. Самый лучший способ не забыть об этом - это ясно представлять разницу между спросом и величиной спроса.
В экономической теории спросом называется связь между двумя конкретными переменными: ценой и количеством. Нельзя определить спрос на какое бы то ни было благо просто как количество. Спрос же - это всегда ряд цен и ряд количеств, которые люди будут хотеть купить при каждой из этих цен. Для того, чтобы выразить это обстоятельство, мы говорим, что спрос - это перечень. Движение от одной строки к другой всегда следует называть изменением величины спроса.
кривые изменения спроса
Рис.3. Кривые изменения величины спроса под воздействием неценовых факторов
Кривая dd характеризует сложившийся спрос под воздействием изменения цены. Под воздействием неценовых факторов: сезона, моды, личных предпочтений, заменителей спрос может меняться - увеличиваться или уменьшаться. Если предлагаемый товар соответствует сезону его использования, произведен с помощью новейших технологий, что приведет к снижению цен на него, в результате произойдет сдвиг кривой вправо от основной кривой, т. е. при соответствующих ценах количество товаров, приобретаемых покупателями, будет возрастать. При появлении достаточного количества заменителей на основной товар спрос будет снижаться, т. е. при соответствующем уровне цен количество покупаемых товаров будет уменьшаться, что характеризуется сдвигом кривой влево в положение d2 d2.
Необходимо также различать индивидуальный спрос и рыночный спрос. Рыночный спрос можно представить как результат суммирования индивидуальных величин спроса.
Помимо категорий спроса и величины спроса к основным категориям рыночной экономики также относится предложение.
Предложение - это совокупность товаров, находящихся на рынке или способных быть произведенными и представленными к продаже по соответствующим, удовлетворяющим товаропроизводителя ценам. Цена и количество товаров здесь изменяются и взаимодействуют однонаправлено: повышение цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже. И наоборот, понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынке. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм - производителей. Чем выше цена, тем больше производителей захотят произвести и предложить товар на рынке. В условиях высокой цены окупаются издержки производства, полученные в условиях использования как лучших, так и худших технологий. При тенденции цен к снижению производители с худшими технологиями вынуждены будут покинуть отрасль, и предложение товаров снизится.
Зависимость между количеством предлагаемого товара и ценой можно представить графически.
кривая предложения товаров
Рис.4. Кривая предложения товаров
Кривая SS иллюстрирует закон предложения, который выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, предлагаемых фирмами к обмену, продаже на рынке.
Предложение можно рассматривать как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Т. е. предложение указывает на количество продукта, которое производители станут предлагать по разным ценам, хотя правомернее было бы сказать: какими должны быть цены, которые побудят производителя предлагать разное количество товара.
Следовательно, главным фактором, влияющим на предложение, являются издержки производства.
Издержки производства зависят от двух факторов: цен на ресурсы и технологии производства. При низких ценах на ресурсы производство не всегда будет иметь низкие издержки, так как применяемая технология обработки сырого материала может быть дорогостоящей. В свою очередь, высокая цена на ресурсы также может стать препятствием производству товара даже в условиях самой совершенной технологии производства. Высокая цена на ресурсы может поднять издержки производства выше уровня цены, сложившейся в экономике, поэтому предложение снизится.
Другим фактором, влияющим на предложение, является научно - технический прогресс. НТП может, прежде всего, снизить издержки производства и изменить предложение. Если к изменениям нисходящим под влиянием НТП отнести качество применяемого труда, автоматизированную технику, качественное сырье, эффективную организацию производства, то совокупность названных факторов вызывает снижение издержек производства продукции,
Третьим фактором является степень монополизации рынка, проявляющаяся в изменении цен при любом уровне производства. Монополизация производства приводит к созданию негибких цен и определению потребителем объема предложения товаров.
Движение цен на другие, в том числе и взаимозаменяемые товары. При наличии значительного числа заменителей на основной товар, цена на основной товар будет иметь тенденцию к снижению, что будет приводить к снижению предложения. Кроме того, предложение товаров во многом зависит от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых сырьевых ресурсов. Натуральное сырье может быть заменено искусственным, более дешевым по цене, следовательно, приведет к снижению издержек производства и возможности формирования более низкой цены.
Следующим существенным условием изменения предложения выступает государственная налоговая политика. Государственная поддержка в виде налоговых льгот и кредитов способна привести к снижению цен и увеличению предложения. Известно, что налог полностью включается в стоимость готовой продукции, что может существенно повлиять на изменение предложения, как в случае снижения, так и повышения налога. При росте налоговой ставки неизбежен рост цен и сокращение предложения.
Предложение и величина предложения
Предложение представляет собой отношение между ценой товара и количеством товара, предложенного к продаже. Величина предложения представляет собой разницу, которая возникает в предложении в связи с изменениями цен.
Нагляднее величину предложения можно рассмотреть на графике.
кривая предложения
Рис.5. Кривая предложения
Рассматривая кривую SS можно видеть изменение предложения, т.е. изменение количества предлагаемого товара при изменении цены (движение по кривой SS от точки A к точке B). Так как каждая из точек (C, A, B) характеризует определенные количества предлагаемых товаров по определенной цене, то при изменении цен и количеств предлагаемых товаров можно говорить об изменении величины предложения под воздействием ценового фактора.
Рассматривая кривую SS можно видеть прямую зависимость между ценой (P) и количеством предлагаемого товара (Q).
Рассматривая приведенные выше факторы, влияющие на предложение, с помощью графика и кривой предложения SS, можно все случаи роста предложения представить с помощью сдвига кривой SS вправо. На графике это кривая S1 S1. Смещение предложения произошло в результате воздействия на предложение неценовых факторов. Как видно все точки на этой кривой (A1, C1, B1) соответствуют по цене точкам A, C, B, но количество товаров, продаваемых по таким же ценам, в каждой указанной комбинации увеличилось.
Другая кривая предложения S2 S2 иллюстрирует сокращение предложения в связи с влиянием неценовых факторов, в результате снижения предложения товаров по каждой заданной цене, соответствующей точкам C2, A2, B2 будет предложено меньше, что характеризуется сдвигом кривой влево.
Во всех рассмотренных случаях будет изменяться не само предложение - оно либо есть, либо его нет, а величина предложения под воздействием неценовых факторов.

курсовая по экономике предприятия

Материалы по этой же теме:
Поведение субъектов рынка в условиях совершенной конкурентной среды
Предмет и методы экономической теории
Равновесная цена. Эластичность. Эффект дохода и эффект замещения
Издержки производства и их характеристика
Отношение собственности как основы хозяйства

16 июня 2010 | Микроэкономика | 3187