HR Студент . ру

Имя Пароль
Зарегистрироваться | Забыл пароль?


     
дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты  на заказ

Главная страница>>Мотивация труда >> Социально-трудовые ожидания незанятых людей


Социально-трудовые ожидания незанятых людей

В начале ХХI века в России из сферы труда оказались вытесненными около 7 млн человек. Безработные потеряли привычное место работы по таким причинам, как спад промышленного производства, сокращение числа предприятий, реструктуризация отраслей, развал сельского хозяйства, бесперспективность приобретенной профессии и т. д. Социологические исследования 2000 – 2003 годов позволяют увидеть ряд тенденций на рынке труда. Российской Федерации.


Одна из распространенных причин безработицы среди молодежи - нежелание заниматься физическим трудом, стремление "перекладывать бумажки" в офисе. В тоже время, оплата многих рабочих специальностей превышает зарплату офисных клерков. Например оплата за то чтобы сменить личину замка в стальной двери (1-2 часа) сопоставима с дневным доходом офис-менеджера. Так что главное - трезво оценивать ситуацию и не чураться никакой работы.

Большинство безработных – это женщины (68,3% опрошенных). Молодые люди (до 29 лет) составляют 30,7%, люди среднего трудоспособного возраста (от 30 до 49 лет) – 54,3%. 68,5 % опрошенных имеют среднее образование, 59,2 % – квалифицированные работники. Многие из них имеют семью (64,7%) и детей (70,7% опрошенных).

До потери работы к категории «рабочий» относились 49,7% опрошенных, под категорию «служащий» попадали 50,3%.

Что же мешает незанятым людям найти работу? Анализ показывает, что 37,5% граждан не могут устроиться на работу ввиду отсутствия хозяйствующих субъектов в их населенном пункте, а также вследствие территориальной локализации рынка труда. Далее по рангу причин идут: возраст и уровень образования (их указали по 25,9% опрошенных). У 19,4% – профессия не пользуется спросом на рынке труда. Затруднено трудоустройство населения на промышленных и других предприятиях районов из-за транспортной оторванности многих сельских поселений от городских центров (10,1% респондентов). Но вот такую причину незанятости, как пол, отметили лишь 4,1% респондентов, что удивительно, поскольку дискриминация по половому признаку носит очень распространенный характер.

Большинство респондентов не устраивает положение незанятости: 92% хотят работать. Почти половина (47,9%) считает, что труд для них – это источник средств к существованию: чем больше платят, тем больше они согласны работать. Для 24,2% опрошенных труд – смысл существования. Это высокий показатель.

Только 2,5% людей, находящихся на учете в службе занятости, не хотят работать. Думается, что получение статуса безработного для данной группы людей – это путь приспособления к нестабильным, неопределенным социальным условиям, получения статуса, дающего право на пособие и включение времени безработицы в трудовой стаж. Это своего рода позиция, позволяющая узаконить существующее положение, не сопровождающаяся для данной группы людей комплексом переживаний, чувством ущемленности и униженности.

Для опрошенных безработных лидирующими ценностями являются:
семейное материальное благополучие, обеспеченность всем необходимым;
уверенность в безопасности, стабильность;
ценности, связанные с продолжением рода и воспитанием детей.

Кризисное положение незанятых характеризуется и тем, что эти люди вынуждены ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Поэтому такая ценность как, «удовольствие, развлечение, интересное проведение досуга» занимает в сознании опрошенных одно из последних мест. Для респондентов незначима и такая ценность, как социальный статус, признание окружающих, которая занимает предпоследнее место.

Исследователи выясняли у незанятых, что они предпочтут, если не смогут длительное время найти работу по найму. Респонденты назвали ЛПХ первым по значимости среди других направлений деятельности, возможных в их непростой ситуации. Однако жить за счет ЛПХ предпочитает только 17,1% незанятых граждан. Вторым направлением самозанятости, которое выбрало 15,4% респондентов, является создание собственного дела. Что же касается наиболее благоприятных сфер, в которые устремляются надежды респондентов, то на первое место они ставят посреднические услуги по купле-продаже (27,2%), второе – производство сельскохозяйственной продукции (22,6%), третье – сферу обслуживания (19%). Развитие сельского предпринимательства в виде фермерства в настоящее время достаточно проблематично. Это, в некоторой степени, связано с ошибками в развитии фермерства у нас в стране (недостаток финансовых средств, неподготовленность людей к подобной деятельности, слабое оснащение техникой и др.). Не случайно организовать фермерское хозяйство предпочитает только 1,7% опрошенных граждан.

Довольно большая группа незанятого населения (15,4%) предпочитает существовать за счет случайных заработков. А 21,5% незанятых граждан, если не найдут работу по найму, будут ждать перемен в обществе и надеяться на государство.

Материалы по этой же теме:
Бестарифные системы оплаты труда
Методы гибкого регулирования заработной платы
Эффективные методы мотивации персонала
Развитие форм и систем оплаты труда в связи с преобразованиями в технике и технологии производства и механизма регулирования заработной платы
Надбавки и доплаты к основной заработной плате

21 августа 2010 | Мотивация труда | 820