Развитие современной образовательной системы в условиях трансформации общества актуализирует проблему мотивационных основ преподавательской деятельности. Современное состояние трудовой мотивации работников образования в большой мере отличается от 80-х годов. Социальный статус преподавателя и его уровень жизни являются факторами, снижающими личную заинтересованность в процессе и результатах труда педагогов.
Сегодня кондиционер - необходимый атрибут каждого офиса и его отсутствие может негативно сказаться на мотивации работников. Купить хороший кондиционер можно по адресу www.cli.ru, а установка в осенне-зимний сезон позволит сэкономить время и деньги. Помните, для многих работников наличие кондиционера на рабочем месте - важный мотивационный фактор, часто влияющий на выбор будущего работодателя.
Об этом свидетельствуют многие социально-психологические и социологические исследования. Проиллюстрируем некоторые тенденции трудовой мотивации педагогов на основе данных Омского государственного университета.
Выбор преподавательской деятельности у большинства опрошенных обусловлен набором специфических смыслов-значений, среди которых преобладают сфера научных исследований и педагогической практики, престижность ученых степеней и званий, гибкий режим работы. Только 19% преподавателей избрали профессию в силу «стечения обстоятельств», в качестве приемлемого занятия; 5% – под влиянием знакомых и друзей. Надо, однако, учесть, что публично признаваемые предпочтения не равны реально существующим: ученые, педагоги, как и другие слои работающего населения, нередко рационализируют установки своего поведения. Когда двадцать лет назад говорили: «иду в науку», это воспринималось как естественный мотив. Сегодня он звучит менее правдоподобно, поскольку рыночная реальность вынуждает ориентироваться на материальный успех и конкретную полезность занятий. Во всяком случае, словарь мотивов изменяется.
Несмотря на то, что для большинства преподавателей остается привлекательной их работа, 62% совмещают ее с какой-либо другой. Причем у 34% занятость по совместительству имеет постоянный характер. По отношению к дополнительным видам деятельности 76 % избирают преподавание в других вузах. 84% из тех, кто совмещает преподавание с какой-то другой работой, ответили, что занимаются ею ввиду неудовлетворенности заработком, а 20% делают это в силу интереса к новой работе и возможностей большей самореализации. Несомненно, и в данном случае весомое значение имеет аргумент нехватки денежных средств.
На вопрос «Удовлетворены ли вы получаемой в вузе заработной платой?» – 76% ответили отрицательно. В ответах на вопрос «Если бы аудиторная нагрузка была уменьшена, чему вы бы уделили больше времени?» – лишь 40% указали: поиску дополнительных доходов.
Материалы по этой же теме: Развитие форм и систем оплаты труда в связи с преобразованиями в технике и технологии производства и механизма регулирования заработной платы Трудовая этика крестьян в дореволюционной России Структура мотивов трудовой деятельности преподавателей Сущность заработной платы Использование в управлении методов психологии
|