HR Студент . ру

Имя Пароль
Зарегистрироваться | Забыл пароль?


     
дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты  на заказ

Главная страница>>Мотивация труда >> Структура мотивов трудовой деятельности преподавателей


Структура мотивов трудовой деятельности преподавателей

Исследовалась проблема стимулов преподавательской деятельности как внешних мотивов. На вопрос «Какие личные побуждения в большей степени влияют на интенсивность и качество труда?» были получены ответы:
общественное признание (в том числе и со стороны студентов) – 65 %;
присвоение ученой степени, звания – 27 %;
наличие надбавок, премии, высокой заработной платы указали крайне незначительное число преподавателей.

Заметим, что на первых местах стоят потребности 4-го уровня, за ними – потребности 1-го уровня по иерархии А. Маслоу. У преподавателей ярко выражены потребности высоких уровней.


Низкая заработная плата преподавателей в ВУЗах зачастую вынуждает их искать дополнительный заработок. Одним из вариантов организации дополнительного дохода может стать написание дипломных работ для студентов. Достойная оплата такой работы вполне соответствует высокой квалификации преподавателя и ни коим образом не ущемляет его достоинства.

Эта тенденция подтверждается при анализе ответов, касающихся выбора деятельности. Мотивационное ядро преподавательской деятельности включает в себя:
престижность профессии, возможности заниматься научной деятельностью, познавательный интерес к предметам и осуществление самореализации (4, 5-й уровни потребностей по А. Маслоу);
наличие педагогических способностей, умственный характер труда, стремление передавать знания другим (5, 3-й уровни потребностей);
удовлетворение от работы со студентами, от общения в творческом коллективе, независимость труда от внешних факторов, например, от материальной выгоды (3, 5-й уровни потребностей).

В условиях вузов оценка мотивации определяется индивидуальной позицией человека. Если преподаватель избрал свою профессию в силу престижных соображений и внутренне не стремится к научно-педагогической работе, ему трудно понять коллегу, замкнутого на исследовательских проблемах и не использующего возможности высоких заработков в случае совмещения или перемены занятий. В свою очередь, внутренне мотивированный преподаватель с удивлением узнает, как другой прекращает многолетнюю работу над диссертацией и переходит в предпринимательскую структуру.

Современная ситуация в вузах ведет к появлению новых шаблонов поведения. Один специалист ставит вопрос о сервисных возможностях университета как предпринимательской структуры, другой – с пафосом говорит о роли образования в сбережении духовных ценностей народа. Иными словами, работники вузов по-разному оценивают предназначение одной и той же организации и апеллирует к различным преподавательским средам. Это говорит об изменении мотивационной сферы преподавательской деятельности.

Следует особо сказать о случаях, когда отсутствуют альтернативы мотивов. Если у преподавателя единственный способ найти средства к существованию (как основу содержать себя и семью), он решительно переходит на высокооплачиваемую работу. Это говорит о том, что проблемы мотивации получают острое звучание именно в ситуациях выбора или предожиданий. Неудивительно, что для преподавателей актуальными являются вопросы о том, способна ли высшая школа к перспективному развитию, какие фактические перемены ожидаются в ближайшем будущем и т. п. В этом случае становятся реальными их действенные усилия по формированию сознательных намерений. В целом мотивы труда преподавателей не стереотипизированы и зависят от многих обстоятельств: интеллектуальных надежд, особого климата общения и расположенности коллег, характера взаимоотношений с руководством, социальной престижности занятий в данный момент и т. д.

Судя по материалам исследования, преподаватели современных вузов надеются, что их идеалы успешно реализуются, и не предрасположены к конкретным действиям, поскольку сегодня в высшей школе не существует развитой системы мотивационного подкрепления собственно преподавательских усилий и достижений.

Но прямое отсутствие стимулов заработной платы не приводит преподавателей к тому, чтобы немедленно «оставить» работу. Они действуют более осмотрительно, планируют свою деятельность, умеют предожидать перемены и т. д.

Преподавательский состав неоднороден. Так, преподаватели в статусе «визитинг» профессоров, работающие по контрактам за границей, резко отличаются по мотивам от тех, кто постоянно занят со студентами.

Сегодня можно говорить о появлении специфического разделения труда преподавателей на «утопический» и «реальный». Работа в рамках конкретного задания (проекта) является производством действий вне самореализации, т. е. в преимущественной ориентации на стимулы. Напротив, внутренняя мотивация предполагает «растворение» в человеке его познавательной увлеченности, самореализацию. Проективная деятельность, в конечном счете, является сублимированием экономических выгод в приспособлении знаний к требованиям заказчика и сводится к манипулированию научными идеями. В этом случае процесс творческого поиска и преподавания на основе самоотдачи заменяется «передачей» знаний и умений по конкретной тематике. В результате побудительная сила мотивов уступает место стимулам, и деятельность ученых и педагогов как бы лишается «внутренних пружин» созидания, означая переход внутренней мотивации во внешнюю (положительную и отрицательную). Вместе с тем это не означает доминирования интересов бизнеса над потребностями «чистого» познания. Внутриакадемическая деятельность дифференцируется и приводит к изменениям в методах преподавания, появлению спроса и предложения на интеллектуальные ресурсы. Соответственно и преподаватели предстают в обновленных разноплановых ролях.

По результатам многих исследований можно говорить о следующих характерных тенденциях изменения мотивационной сферы преподавателей вузов.

1. Труд преподавателей по своему содержанию является в большей степени продуктивным, чем репродуктивным, и по-прежнему предполагает возможности созидания, научного поиска, увлеченности педагогическим процессом.

2. Вместе с тем интенсификация работы в вузе усиливает однотипность учебных занятий, что, наряду с перегрузками, «усталостью» человеческого фактора, исключает импровизацию и творческий порыв, в целом понижая внутреннюю мотивацию.

3. Одновременно проявляется негативный смысл внешней отрицательной мотивации, причины которой многообразны. Это и необходимость совмещения основной работы с поиском дополнительного заработка (что повышает напряженные отношения с руководством подразделений вузов), и критическое восприятие со стороны коллег по поводу «меркантильных интересов», и боязнь упреков по поводу некачественного или поверхностного выполнения исследовательской работы (в силу большей самоотдачи, возможностей и времени на новые виды занятости), и необходимость скрывать не согласующееся с традиционной ролью преподавателя оказание услуг сторонним организациям.

Можно утверждать, что в рыночной реальности преподаватель вуза выступает менее всего как «экономический человек». Даже при разноречивом характере настроений ученых и педагогов дискуссии об обстановке в вузовской среде доминируют над разговорами о деньгах. По-прежнему внутренними мотивами являются чувства и желания, индивидуально-личностные предпочтения и качества, педагогические и научно-исследовательские ориентации.

Материалы по этой же теме:
Премиальные выплаты: их назначение, условия применения и эффективность
Использование в управлении методов психологии
Бестарифные системы оплаты труда
Коллективно-договорное регулирование оплаты труда на разных уровнях
Оплата труда в сфере материального производства: современные проблемы теории и практики

15 августа 2010 | Мотивация труда | 1400