Праздники и рабочие дни у крестьян дореволюционной России
Для конца XIX – начала XX в., по земской статистике, обработка надельной, купленной и арендованной земли в центральных черноземных губерниях России требовала за год 37, в юго-восточных губерниях – 31 полных мужских рабочих дней по 10 часов. Примерно 70 дней в году крестьянская семья работала на помещика и столько же на себя. Общее число рабочих дней в год в середине XIX в. близко к 140, нерабочих – к 225. Из последних праздников и воскресений – минимум 95. Праздники и воскресенья составляли часть нерабочих дней. У каждой семьи были свои праздники. Много времени шло на подготовку праздника и отдых от него, так как праздники сопровождались чрезмерным употреблением алкоголя. Несколько дней в году занимали поездки на ярмарку или на базар, на болезни, много времени пропадало из-за непогоды.
В обыденной жизни люди прибегают к услугам нотариуса не часто - когда требуется заверить копию или собрать и правильно оформить пакет документов. Но бываю случаи, когда необходимо не просто удостоверение подлинности документа, но и качественный нотариальный перевод. Необходимость в переводе официальных документов чаще всего возникает при подаче или запросе информации у иностранных органов власти, а так же при обращении в консульства или посольства.
Баланс рабочих и нерабочих дней в году представлен в таблице 4. Цифры говорят о том, что с середины ХIХ до начала ХХ века число рабочих дней в крестьянском хозяйстве сократилось на 9 %, а число нерабочих дней выросло на те же 9 %. в середине XIX – начале ХХ в. Таблица 4 Общий баланс рабочих и нерабочих дней в году в крестьянском хозяйстве
 Традиция не работать в воскресенья и праздники уходит в глубину веков, освящена обычаем, церковью, а с 1649 г. – законом. Непроизводственные работы по дому (приготовление пищи, корм скота, уход за детьми) разрешались. В некоторые праздники допускалась коллективная работа в пользу бедных, вдов, крестьян, пострадавших от пожара или другого несчастья, за угощение или бесплатно. Другая работа в праздник считалась грехом.
Община следила за соблюдением обычая и наказывала нарушителей, чаще всего денежным штрафом. При сопротивлении крестьяне могли избить нарушителя и сломать инвентарь. Община редко обращалась к полиции, которая наказывала нарушителя денежным штрафом, кратковременным арестом. Величина штрафа зависела от характера работ и важности праздника, в который они производились. В начале XX в. штраф, взимаемый общиной, колебался от 50 копеек до 4 рублей, полицией – от 4 до 20 рублей. Это существенная сумма: заработок сельского работника не превышал 50 коп. в день.
Неучастие в сельском празднике считалось оскорбительным для общины. Такой человек терял уважение и презирался. Праздники сводились к богослужению, приему гостей и хождению в гости, массовому гулянью, нередко заполнялись пиршествами с пьянством, кулачными боями улицы с улицей или деревни с деревней и драками крестьян друг с другом.
Число праздников обусловливалось религиозными, культурными, политическими и «экономическими факторами. Верования крестьян сохранили языческие элементы, закамуфлированные под христианские. Официальные праздники посвящались христианскому культу, местные часто – языческому, но в скрытом виде. Местные праздники возникали по обстоятельствам, важным для крестьян: открытие церкви, написание новой иконы, прекращение благодаря коллективному молебну, как считали крестьяне, засухи, града, дождя, пожара, и др. Возникнув, они закреплялись обычаем, делались ежегодными.
Крестьяне не жалели времени на поддержание соседских отношений, солидарности и кооперации, на достижение согласия: обсуждение общих проблем, слухов, выработку поведения в отношении соседней деревни или помещика. Это было необходимо, так как крестьяне были связаны массой общих дел и обязанностей, круговой порукой и севооборотом. Много времени требовали «общество», выполнение общинных обязанностей: собрания, суд, налоги и подати, переделы земли, церковные службы, ремонт дорог, мостов и т. п.
Число праздников росло также под влиянием потребительского характера крестьянского хозяйства, целью которого было получение пропитания. Это не лень или неразвитость: для крестьян имело смысл не накопление собственности, богатства, а спокойная и праведная жизнь, которая одна только и могла обеспечить вечное спасение и добрую славу среди односельчан. В системе ценностей православного крестьянина праздник был важен и потому, что освобождал от бремени земных забот, делал человека свободным и равным другим.
Обилие праздников, считали современники, наносило вред хозяйству крестьян, отнимая время и средства. Если бы в 1913 г. православные крестьяне имели празднично-воскресных дней столько, сколько фермеры в США (68 вместо 140), это дало бы дополнительно около 4,1 млрд человеко-дней в год (72 дня умножаем на 57 млн крестьян в рабочем возрасте) и увеличило баланс рабочего времени почти на 20%. Если бы затраты на праздники, на алкоголь употребить на улучшение сельского хозяйства, оно имело бы цветущий вид.
В формировании трудовой морали важную роль играл культурный фактор. В конце XIX – начале XX в. католики и протестанты Прибалтийских губерний праздновали соответственно 90 – 100 и 65 – 75 дней. В 1897 г. процент грамотных у православных равнялся 19, у католиков – 32, протестантов – 70. Грамотность способствовала секуляризации сознания, влияла на поведение, делая его рациональным, ориентированным на максимальные результаты.
Росло число народных праздников по инициативе крестьян. Вероятно, сказывалось аграрное перенаселение. Много крестьян (по некоторым оценкам более половины) не находили в деревне полного применения силам даже по нормам минималистской трудовой морали. Но уйти из деревни многие воздерживались. Боялись потерять право на землю, не найти работу в сфере услуг и промышленности, не обладали грамотностью, квалификацией для ухода в город и т. п.
Преобладание нерабочего времени над рабочим – черта традиционного сообщества, к которомуотносилась русская сельская община. Отношение крестьян к труду и трудовому соглашению
Представление об отношении крестьянина к трудовому соглашению и к труду после отмены крепостного права дают материалы Комиссии для исследования положения сельского хозяйства и сельской производительности России, учрежденной 26 мая 1872 г. Комиссия пригласила 181 эксперта (в основном землевладельцев). Каждый заполнил анкету из 269 вопросов.
Эксперты Комиссии резюмировали: «успеху сельского хозяйства главным образом препятствуют: лень и небрежность в производстве работ, частые праздники и прогульные дни; пьянство, сделавшееся эндемическою болезнью и уменьшающее донельзя рабочую способность; неисполнение крестьянами заключенных с ними условий и нарушение контрактов; неуважение крестьян к чужой собственности, частые кражи и порубки; отсутствие всякого понятия о законности и честности.
Второй комплекс сведений об отношении крестьян к труду – материалы Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности, созванного 22 января 1902 г. Они включают ответы местных комитетов из 49 губерний и 490 уездов Европейской России на 27 пунктов Программы, составленной Совещанием.
Обобщение ответов относительно трудовой этики по всем местным комитетам, кроме губерний Прибалтики, показало:
1. Деньги для крестьянина – не накопленный труд, служащий основой для дальнейшего труда, а средство удовлетворения непосредственной потребности. В народной массе отсутствует стремление к сбережению, накоплению и расширению хозяйства, отсутствует и побуждение к труду, как только прекращается острая нужда.
2. Крестьянские хозяйства не отвечают требованиям прибыльногопредприятия.
3. В большинстве сельские рабочие не являются добросовестными, умелыми, интенсивно работающими и соблюдающими договоры работниками.
4. В тех случаях когда, по его понятиям, он должен и может работать, он работает до изнеможения, не покладая рук. Совершенно иное дело – качество труда.
По общему признанию, народный труд в России мало продуктивен и не доброкачествен. Качество труда зависит от свойств трудящегося, необходимо искать главную причину наших сельскохозяйственных невзгод, прежде всего в самих производителях: неумелых, нерачительных, неопытных и мало предприимчивых.
5. Обилие празднуемых дней, как между православным населением, так и между католиками Западного края составляет национальную особенность, передавшуюся даже магометанам. Количество местных праздников постоянно увеличивается.
Судя по этим материалам, за 40 лет после отмены крепостного права существенных изменений в трудовой этике крестьян не произошло.
Материалы по этой же теме: Принципы районирования территории Типы личностей, их способы построения трудовой карьеры Мотивы трудовой деятельности современных работников в сельскохозяйственной сфере Общие принципы стимулирования труда на Западе Политика кнута и пряника
|