HR Студент . ру

Имя Пароль
Зарегистрироваться | Забыл пароль?




     

Главная страница>>Организация труда персонала >> Методы управления персоналом


Методы управления персоналом

Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управленческий объект для достижения поставленных организацией целей. Классификация методов управления представлена на рис. 2.17.

6752_imager17.gif (19.06 Kb)
Рис. 2.17. Методы управления персоналом


Экономические методы управления становятся центральными, выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование, предоставление экономической самостоятельности, когда коллектив распоряжается материальными фондами, прибылью, зарплатой, реализует свои экономические интересы, выявляет новые возможности и резервы. Экономические методы призваны стимулировать деятельность персонала, повышать материальную заинтересованность в эффективности его работы. В этих целях применяются такие приемы и средства, как повышение оплаты труда в зависимости от его качества и сложности, выплата премий работникам, добросовестно и с высокой эффективностью выполняющим свой служебный долг, применение других средств стимулирующего характера, в том числе представление работникам различных льгот и преимуществ, вытекающих из специфики выполняемых ими служебных функций.

Социально-психологические методы представляют собой способы воздействия на сознание и поведение людей в целях социализации членов общества, формирования у персонала социальной солидарности, творческого отношения к делу, инициативы, создания деловой обстановки в трудовых коллективах. В практике управления используются методы социально-психологического анализа и проектирования развития персонала, создания условий для индивидуального развития личности каждого работника, сочетания личных и коллективных интересов.

Чтобы воздействие на коллектив и людей было наиболее результативным, необходимо знать психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, использовать приемы, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет, убеждение, внушение, соревнование, критика и самокритика и т. д.). Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области психологии.

Социальные исследования свидетельствуют - если успех деятельности руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% - от умения работать с людьми. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда в 1,5 раза может увеличиваться или в несколько раз уменьшиться.

Правовые методы основаны на регулирующей роли норм права, установленных для определенных видов деятельности. Правовые методы включают в себя:
- императивные (обязательные к исполнению);
- диспозитивные (предписывающие, что можно делать, а чего делать нельзя);
- рекомендательные (указывающие, как поступить в соответствии с нормами права в той или иной управленческой, служебной ситуации);
- поощрительные (одобряющие деятельность служащих, творчески руководствующихся нормами права).

Правовые методы являются важнейшим средством формирования у персонала правосознания, правовой ответственности и культуры.

Морально-этические методы - это способы нравственного регулирования действий человека во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в труде, в отношениях с окружающими, в быту. Реализация морально-этических методов предполагает опору на нравственные ценности членов организации, их соответствие понятиям добра; нравственные нормы, предопределяющие поведение человека в различных, в том числе служебных обстоятельствах; нравственные санкции, связанные с одобрением или осуждением поступков человека в зависимости от того, совпадают или не совпадают они с требованиями морали. Морально-этические методы формируют у людей моральное сознание, нравственные убеждения, нацеливают их на честное и добросовестное выполнение служебного долга.

Административные методы - это установление административных норм принятия решений и распоряжений, контроля за их осуществлением, работа с кадрами управленческого аппарата (отбор, подбор, ротация, управление карьерой и др.), привлечение способных работников к принятию управленческих решений, поддержание у персонала высокого уровня организованности, порядка и исполнительской дисциплины. Административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Возможны три формы проявления организационно-административных методов: обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.); согласительные (консультация, разрешение компромисса); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т. п.).

Материалы по этой же теме:
Краткий исторический очерк развития научной организации труда персонала
Классификация регламентов труда управленческого персонала
Планировка служебных помещений и их оснащение
Основные задачи нормирования труда
Персонал предприятия и его классификация

15 января 2013 | Организация труда персонала | 1477