Принципы управления - основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Основным в менеджменте является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, оптимального распределения (делегирования) полномочий при принятии управленческих решений: - принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Коллегиальность предполагает выработку коллегиального или коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений; - принцип научной обоснованности, т. е. все управленческие действия должны осуществляться на базе применения научных методов и подходов; - принцип плавности, т. е. установление основных направлений, задач, планов развития организации в перспективе; - принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, т. е. каждый в организации наделяется конкретными делами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач; - принцип мотивации, т. е. чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, тем эффективнее будет программа мотивации и побуждения людей к деятельности для достижения целей организации и личности; - принцип демократизации управления - участие в управление организацией всех сотрудников.
Управление кадрами (персоналом) - это часть менеджмента, связанная с трудовыми ресурсами предприятия и их отношениями внутри фирмы. Основными целями управления кадрами являются: - удовлетворение потребности предприятия в кадрах; - обеспечение рациональной расстановки, профессионально-квалификационного и должностного продвижения кадров; - эффективное использование трудового потенциала предприятия.
Управление персоналом имеет два основных аспекта: функциональный и организационный. В первом случае под управлением персоналом понимается система, включающая следующие важнейшие элементы: - определение общей стратегии; - планирование персонала, включая оценку потребности и наличия; - привлечение персонала; - отбор персонала; - оценку персонала; - повышение квалификации и переподготовку персонала; - управление карьерой (продвижением по службе); - построение и организация работы, в том числе - определение рабочих мест, функциональных и технологических связей между ними, содержания и последовательности выполнения работ и операций; - определение условий труда; - разработку политики заработной платы.
Во втором случае управление персоналом охватывает всех лиц и все службы на предприятии, которые несут ответственность за работу персоналом. Работу с кадрами (персоналом) на предприятии осуществляют все линейные руководители, а также некоторые функциональные отделы, службы и отдельные специалисты и менеджеры: отдел (управление) кадров; отдел организации труда и заработной платы; отдел технического обучения; директор по кадрам (персоналу).
Наука и практика выработали несколько групп методов управления персоналом.
Материалы по этой же теме: Регламентация и проектирование организации управленческого труда Дисциплина труда Делегирование полномочий Критерии и показатели, определяющие эффективность научной организации труда Классификация затрат рабочего времени
 |