Организация бизнеса осуществляется в виде предприятия в какой-либо сфере деятельности: производственной, коммерческой, финансовой, научной и т. п. Однако для создания предприятия необходим учет ряда условий. Прежде всего, для создания предприятия необходимо наличие реальной предпринимательской идеи как основного фактора предпринимательской деятельности. Можно обладать всеми необходимыми факторами производства, но при этом отсутствие идеи по использованию имеющихся факторов производства не приведет к преобразованию их в необходимые обществу блага. Любая предпринимательская идея является отражением в сознании предпринимателя существующего у потребителя желания обладать конкретным благом. Это благо производитель должен произвести для удовлетворения желания потребителя. Следовательно, в основе производственной деятельности и предпринимательской идеи лежит потребительский спрос реально существующий или потенциальный, который возникает с появлением предпринимательского продукта. У предпринимателя должно быть несколько взаимосвязанных идей, а также различных идей, касающихся разных отраслей, использующих имеющуюся технологию производства (например, производство стульев и табуреток). Предприниматель должен учитывать совокупные аспекты временного фактора: время (как сезон), время реализации идеи и ее эффективного использования. Это время включает в себя время создания предприятия, время начала производственного процесса, длительность производственного цикла, время от создания продукта до его реализации, время, в течение которого фирма начнет получать доход. Большое значение для создания предприятия имеет размер требуемого для реализации идеи капитала, а также степень доступности всего того, что требуется для организации производства, позволяющего реализовать идею, т. е. доступность требующегося сырья в необходимых количествах, наличие рабочей силы соответствующего профиля и достаточного уровня квалификации – это первое условие осуществления предпринимательства. Вторым условием предпринимательской деятельности является обладание информацией об уровне техники, технологии в выбранной сфере деятельности, что позволяет предпринять необходимые действия по удовлетворению желания потребителя. Следовательно, производитель должен знать о существовании технологий производства продукта, который он собирается создавать. Причем он должен стремиться к выявлению самой эффективной и самой доступной для него технологии по цене.
 Рис. 3. Условия организации бизнеса Как показано на рисунке 3, организация бизнеса невозможна без трех основных условий: предпринимательской идеи, капитала для ее реализации и информации о технике и технологии реализации идеи. Осознание необходимости организации бизнеса может возникнуть при наличии уже одного из указанных условий, а процесс реализации возможен только при сочетании всех необходимых условий. Избранный предприятием способ производства требует материального обеспечения. Все, о чем мы говорили ранее: и предпринимательская идея, и выбор технологии, и материальное обеспечение становятся реальными при достаточном количестве такого фактора, как капитал. Капитал – материальные или финансовые средства, а также интеллектуальные наработки и организационные навыки, используемые в процессе производства и его обслуживания и служащие средством извлечения прибыли. Капитал выступает во многих формах. Первоначальные капитальные средства – средства, привлекаемые в оборот в момент начальной точки процесса реализации предпринимаемого проекта или в момент начальной стадии предпринимательской деятельности. Основной капитал включает в себя технические средства производства, которые расходуются в процессе производства полностью и возвращаются в процессе реализации товара в процессе выручки. Большое значение для предприятия играет оборотный капитал, необходимый для приобретения сырьевых ресурсов. Для предпринимателя необходимо помимо всего перечисленного решить ряд бюрократических вопросов, связанных с организацией и регистрацией производства. Эта работа охватывает ряд этапов: На первом этапе Устав и Договор принимаются на общем собрании участников общества. Принятие Устава и Договора фиксируется в протоколе № 1. На этом же собрании происходит избрание директора предприятия и председателя ревизионной комиссии. Вторым этапом осуществляется регистрация предприятия в региональном налоговом органе. Предприятие как юридическое лицо получает индивидуальный налоговый номер. Это позволяет учесть предприятие и разработать ему схему налогообложения. Третьим этапом является регистрация в местном финансовом органе, что позволяет его учесть в соответствии с родом его деятельности. Четвертый этап – изготовление печати и штампа. Любая организация должна иметь собственные реквизиты. Печать и штамп являются оригинальными, т. е. принадлежащими только этой компании. Завершающим этапом является открытие счета в банке. Предприятие не может существовать без учредительного капитала, поэтому взносы товарищества позволяют его сформировать. Учредительный капитал представляет собой финансовые и материальные средства, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности. На рисунке 4 представлены этапы формирования предприятия.
 Рис. 4. Этапы формирования предприятия Если предприятие создается как АО, то его учредителям предстоит осуществить подписку на акции. При открытой подписке учредители публикуют извещение о предстоящей подписке: цели, предмет, состав учредителей, сроки деятельности будущего АО, даты проведения учредительной конференции, намечаемый размер уставного фонда, количество и виды акций, их номинальная стоимость, сроки начала и окончания подписки на акции. Подписавшиеся на акции должны внести до дня созыва учредительной конференции не менее 30% номинальной стоимости акций. Если акции распределяются между учредителями, то взнос должен составить не менее 50%. Полностью акции должны быть выкуплены в течение года после регистрации. Важным условием успешной деятельности предприятия является создание бизнес-плана. Бизнес-план – это экономический документ, характеризующий цели предпринимательской деятельности и пути развития названной деятельности. В самом общем виде бизнес-план должен содержать следующие разделы: • цели и задачи предпринимаемой сделки; • обобщение, резюме, основные параметры экономических показателей; • характеристики продуктов, товаров, услуг, предоставляемых потребителю; • анализ и оценка конъюнктуры рынка, возможность сбыта, оценка спроса, объема; • план или программа действий и организационные меры; • ресурсное обеспечение сделки и бизнеса; • эффективность сделки. Цели и задачи предпринимательской деятельности (сделки). Основной целью любого предприятия является получение прибыли, поэтому необходимо выяснить, способен ли наш проект приносить прибыль, при этом нужно учитывать фактор времени: как быстро проект принесет прибыль и как она подразделяется по срокам. А также социальные цели (создание рабочих мест), экономические цели (сохранение природы), благотворительность. Обобщенное резюме. Оно представляет собой основные идеи и содержание плана в миниатюре, составляющиеся после завершения бизнес-плана. Здесь представлена генеральная цель, краткая характеристика производственного продукта, пути и способы достижения поставленной цели, сроки осуществления проекта, затраты, связанные с его реализацией, ожидаемая эффективность. Показатели эффективности представляют два вида показателей: 1. Общесводные: показатели объема производства и реализации, выручка, собственные и заемные средства, прибыль, рентабельность. 2. Специальные: качество товаров и услуг, отличительные свойства, приспосабливаемость к особым вкусам и запросам потребителей, срок окупаемости вложений, степень риска (низкая), гарантированность получения планируемого результата. Характеристика товара. Должны быть зафиксированы наглядные данные, позволяющие «осязать» производимый продукт. Учесть круг потребителей данного товара и потребности, которые товар должен удовлетворить (сделать прогноз спроса), а также показать динамику потребительского спроса по временным периодам с участием факторов, влияющих на изменение спроса в данном товаре. Прогноз цен на продукт. Анализ и оценка конъюнктуры рынка. Представляет собой непосредственное продолжение изучения потребности и прогнозирования цен. Он предопределяет объем производства и продаж товара по временным периодам реализации производственного проекта. Исследование, анализ, оценка рынка в процессе подготовки бизнес-плана опирается, с одной стороны, на предположения, то есть носят прогностический характер, а с другой – на предварительную договоренность с потенциальными покупателями или торговыми и сбытовыми организациями. В зависимости от размеров и сроков проектов возникают различные ситуации. В кратком периоде проектная оценка спроса может быть достоверной, в долговременном – оценка затруднена, поэтому используется прогнозная оценка. Помимо расчетной-аналитической работы сбыта бизнес-план должен предусматривать способы активизации рынка по средствам маркетинговой деятельности, а также необходимо учитывать наличие конкурентов, их ценовую политику и материальные возможности. План и программа действий должна включать: • маркетинговые усилия; • осуществление производства или его условий; • способ реализации товаров и услуг, в который входит закупка, транспортировка, хранение; • обслуживание покупателей в процессе купли-продажи. Организационные меры включают управление реализацией бизнес-плана, координацию действий исполнителей, методы стимулирования оплаты труда, учет и контроль. Ресурсное обеспечение. Содержит сведения обо всех необходимых ресурсах и способах их приобретения. Эффективность сделки. В первую очередь даются показатели прибыли и рентабельности, а также социальная и научно-техническая эффективность в краткосрочном и долгосрочном периодах. В международной практике обоснования проектов используется несколько обобщающих показателей для подготовки решения о целесообразности вложенных средств. Показатели для оценки целесообразности: • чистая текущая стоимость; • рентабельность; • внутренний коэффициент эффективности; • период возврата капитала; • максимальный денежный отток; • норма безубыточности. Чистая текущая стоимость – равна разности совокупного дохода от реализации продукции, рассчитанной за период реализации проекта и всех видов расходов, суммированных за тот же период, но с учетом фактора времени, то есть на основе дисконтирования. Рентабельность – это частное от деления прибыли на капитальные вложениям или прибыли на величину акционерного капитала, рассчитанная для каждого года реализации производственного проекта и как среднегодовая величина, но при том следует учитывать налогообложение. Внутренний коэффициент эффективности – определяется как пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инвестиций. Проект рентабелен, если внутренний коэффициент не ниже исходного порогового значения. Период возврата капитала – срок окупаемости капитальных вложений. Максимальный денежный отток – это наиболее отрицательное значение чистой текущей стоимости, рассчитанной перерастающим итогом, то есть отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть связан с источником покрытия всех затрат. Нормы безубыточности – рассчитываются по минимальному размеру партии продукта, при котором обеспечивается нулевая прибыль, то есть доход равен издержкам производства. Как правило, бизнес-план на Западе представляет собой заявку в банк на кредит, поэтому включает следующие разделы: • цель заявки: необходимая сумма средств, способы погашения займа и его обеспечение личными средствами; • описание бизнеса: количественные показатели, организационно-правовые формы, местонахождение, адрес, число занятых, продукт, история и перспективы развития бизнеса, рыночная ниша, а также указание на конкурентов и поставщиков фирм; • управление: необходимо указать сведения об образовании и предыдущем опыте работы каждого из владельцев, а также указывается лицо, которое будет управлять предприятием; • финансовые прогнозы и показатели предприятия: указывается собственный капитал владельца, составляется плановый баланс, приводятся прогнозные оценки, а также сумма на непредвиденные расходы – 10%; • прикладываются к бизнес-плану 11 вспомогательных форм: Цель и обоснование заявления на предоставление займа. Личная финансовая декларация. Подробное описание предприятия. Анализ рынка. Конкуренты. Размещение предприятия. Работники предприятия. Управление. Финансовая информация при покупке действующего предприятия. Финансовая информация для расширяющегося предприятия. Краткое резюме руководителя. Весь бизнес-план должен быть объемом не более 40 страниц. В резюме должно быть указано название предприятия, его юридический адрес, лицо для контакта, его телефон, тип и цель бизнеса, необходимый заем, цель займа, имеющиеся активы, краткая характеристика продукта и возможности его реализации, а также управление – краткая характеристика его владельца и помощников, указываются финансовые планы, цели роста объема продаж и прибыль. Большое значение придается его оформлению, учитывается четкость печати, бумага, четкость обозначения каждых разделов. Несмотря на успешность деятельности предприятия, как уже было указано, оно должно быть готово к возможности ликвидации. Реорганизация и ликвидация предприятия предусмотрены в учредительных документах. Ликвидация малого предприятия в форме товарищества осуществляется решением общего собрания учредителей. Ликвидация фирмы может быть осуществлена также по решению суда. Ликвидация крупного предприятия осуществляется в несколько этапов. По письменному сообщению в орган, осуществляющий государственную регистрацию, в Государственный реестр включаются записи, что данная фирма находится в процессе ликвидации. При добровольной ликвидации фирмы она управляется ликвидационной комиссией, которая вправе апеллировать в арбитражный суд о признании недействительным решения о ликвидации. Ликвидационная комиссия должна выявить и уведомить всех кредиторов фирмы, дать объявление о ликвидации, оценить имущество фирмы, собрать средства с должников фирмы и расплатиться с кредиторами. При ликвидации предприятия по решению суда, в первую очередь, предприятие объявляется банкротом. Арбитражным судом назначается временный управляющий. Он должен оценить состояние фирмы и дать заключение о возможностях восстановления ее платежеспособности. Арбитражный суд также может назначить внешнего управляющего, который в течение года стремиться найти пути оздоровления предприятия. На это время вводится мораторий на удовлетворение требований денежных обязательств перед кредиторами. Срок внешнего управления может быть продлен еще на 6 месяцев. При неблагоприятном исходе внешнего управления предприятием арбитражный суд может принять решение о конкурсном производстве. К конкурсному управляющему переходят все полномочия по управлению делами должника. Определяется очередность удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство завершается рассмотрением арбитражным судом отчета конкурсного управляющего и внесением записи о ликвидации в государственный реестр. Мировое соглашение – это достижение договоренности между должником и кредиторами по поводу погашения задолженностей. Оно заключается в письменной форме и утверждается арбитражным судом. Мировое соглашение дает возможность предприятию оздоровить и продолжить свою деятельность, осуществив необходимую реорганизацию производства: смена собственника, смена правовой формы, изменение ассортимента, технологии производства и т. п. На рисунке 5 показаны этапы ликвидации предприятия и возможности вывода его из кризиса на различных этапах его ликвидации.
 Рис. 5. Схема этапов ликвидации фирмы Как можно видеть на представленной схеме, выход из кризиса предприятие может осуществить не прибегая к закрытию, а на нескольких ликвидационных этапах. Так, иногда предприятию достаточно признания банкротом, при котором устанавливается мораторий на имущественные претензии кредиторов. Это дает возможность сконцентрировать все финансовые средства предприятия для преодоления кризиса.
курсовая по финансовому праву
Материалы по этой же теме: Холодные звонки – залог продвижения бизнеса. Информационное обеспечение бизнеса Деловая репутация в бизнесе Выбор концепции бизнеса Основные принципы построения структуры управления бизнесом
|