HR Студент . ру

Имя Пароль
Зарегистрироваться | Забыл пароль?


     
дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты  на заказ

Главная страница>>Основы бизнеса >> Предприятие как основное звено бизнеса и его структура


Предприятие как основное звено бизнеса и его структура

Под предприятием понимается организационно-хозяйственная форма предпринимательской деятельности, основанная на самофинансировании, самоокупаемости и самоуправлении.
Более широкой категорией, характеризующей предпринимательскую деятельность, является фирма. Фирма может включать несколько различных предприятий аналогичных по структуре или взаимосвязанных между собой технологическим процессом.
Самофинансирование предполагает, что производственная деятельность осуществляется за счет собственных средств предпринимателя, который постоянно возобновляет процесс производства, делая его непрерывным.
Самоокупаемость предполагает, что производимый предприятием продукт является востребованным и реализуется по цене, не только окупающей затраты на производство, но и приносящей прибыль.
Самоуправление предполагает, что предприниматель самостоятельно решает, что ему необходимо для производства, какой товар производить, где приобретать сырье и кому продавать готовую продукцию. Каждый предприниматель свободен в выборе решения о продолжении своего бизнеса или его прекращении.
Предприятие является основным субъектом макроэкономики. Все многообразие предприятий можно классифицировать по различным признакам:
• видам деятельности;
• формам собственности;
• количеству собственников;
• организационно-правовым и организационно экономическим формам;
• степени использования наемного труда.
По формам собственности можно выделить следующие виды предприятий:
• частные;
• государственные;
• муниципальные;
• акционерные;
• совместные;
• общественные организации.
При этом все предприятия существуют в едином правовом пространстве, т. е. нет ущемлений ни чьих прав собственности. Поэтому предприятия различных форм собственности могут заниматься любым видом деятельности, не запрещенным в законодательном порядке.
По видам деятельности:
• производственные;
• коммерческие;
• финансовые;
• консультативные.
Производственную деятельность предприятий можно назвать ведущей в предпринимательстве. Здесь осуществляется производство продукции в виде товаров, предназначенных для обмена, а также услуг.
Коммерческая деятельность характеризуется оказанием услуг по приближению благ к потребителю, а также операциями и сделками по купле-продаже товаров и услуг. Скорость обращения капитала, занятого в коммерческой деятельности, более высока, чем в производстве, и обеспечивает более высокую прибыль. Поэтому коммерческие предприниматели получили наиболее широкое распространение в условиях реорганизации отношений собственности в России.
Финансовая деятельность предприятий представляет собой особый вид предпринимательской деятельности, связанной с финансово-кредитными операциями.
Консультативная деятельность имеет множество направлений, связанных с передачей информации в зависимости от сфер деятельности консультируемого предприятия. По вопросам общего управления, управления финансами, по аудиту, кадровым вопросам, маркетингу, управлению производством, информационным технологиям.
Предпринимательство – это особый вид экономической активности, под которым понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли. Производство основано на самостоятельной инициативе, активности и инновационной предпринимательской идее.
Экономическая активность – это форма участия индивида в общественном производстве с целью обеспечения необходимого уровня дохода для нормальной жизнедеятельности самого индивида и его семьи. То есть человек является основным субъектом предпринимательской деятельности относительно самостоятельного вида экономической активности. Экономическая активность и предпринимательская деятельность переплетаются и взаимно дополняют друг друга. При этом приоритет необходимо отдать производственному предпринимательству, определяющему все остальные виды предпринимательской деятельности.
Одним из наиболее важный вопросов любого промышленного предприятия является обеспечение производства материальными ресурсами в нужном количестве, в нужном ассортименте и в нужные сроки.
Материально-техническое обеспечение – это одна из форм процесса распределения и обращения средств производства (оборудования, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов). Материально-техническое обеспечение включает определение потребностей в средствах производства и распределение их между потребителями: обеспечение реализации выпускаемой предприятием продукции, своевременное доведение ее до потребителя.
Основными задачами материально-технического обеспечения являются:
1. Изучение и выявление потребностей в материальных ресурсах, необходимых для производства продукции.
2. Размещение на предприятии в соответствии с выявленными потребностями заказов на изготовление этой продукции.
3. Создание необходимых условий для ритмичного и своевременного обеспечения предприятия материальными ресурсами.
4. Развертывание и налаживание торговых отношений и сервисного обслуживания.
5. Налаживание долговременных хозяйственных связей между потребителями и производственными предприятиями.
6. Обеспечение развертывания ресурсосберегающих и безотходных технологий.
Значительную долю в структуре бизнеса любого государства занимает производственное предпринимательство.
К производственному предпринимательству относят инновационную деятельность, научно-техническую деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производство их потребления, а также информационную деятельность в этих областях.
Любое материальное производство не может обходиться без производственно-материального обеспечения, задачи которого заключаются в обеспечении непосредственного производства необходимыми ресурсами. Предприятие, осуществляя материально-техническое обеспечение, приобретает необходимые ему факторы производства.
В число необходимых факторов производства входят:
• производственные фонды;
• рабочая сила;
• информация.
Производственные фонды делятся на основные и оборотные.
Основные производственные фонды – это часть фондов предприятия, которая вещественно воплощена в средства производства, сохраняет в течение длительного времени свою натуральную форму, переносит по частям свою стоимость на продукцию и возмещается только по прошествию нескольких производственных циклов. Под производственным циклом понимается период времени, в течение которого происходит преобразование сырого материала в готовую продукцию. Производственный цикл заканчивается реализацией готовой продукции.
К основным производственным фондам относят:
• здания, сооружения;
• передаточные устройства;
• силовые машины и оборудование;
• рабочие машины и оборудование;
• измерительные и регулирующие приборы и устройства;
• лабораторное оборудование;
• транспортные средства;
• инструменты длительного использования;
• инвентарь.
В зависимости от назначения основные фонды делятся на основные производственные и основные непроизводственные фонды. К основным производственным фондам относятся фонды, которые непосредственно участвуют в производственном процессе или создают условия для производственного процесса. Основные непроизводственные фонды – это объекты бытового, культурного назначения, медицинские учреждения и др., способствующие нормальным условиям использования основных производственных фондов.
В зависимости от отраслей народного хозяйства основные фонды делятся на:
• основные производственные фонды промышленности;
• основные производственные фонды сельского хозяйства;
• основные производственные фонды личного хозяйства;
• основные производственные фонды строительства и транспорта;
• основные производственные фонды торговли и т. д.
Для учета и планирования воспроизводства оборотные фонды делятся на группы и виды в соответствии со сроком службы и с назначением в воспроизводственном процессе.
Наряду с основными фондами для работы предприятия имеет огромное значение сочетание оптимального количества оборотных средств. Оборотные средства – это совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств.
К оборотным производственным фондам относят:
• сырье;
• основные и вспомогательные материалы;
• топливо и энергетические ресурсы;
• упаковочные материалы;
• малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты;
• комплектующие изделия и полуфабрикаты (приобретенные или собственного производства);
• незавершенное производство и расходы будущих периодов.
К сырью относят предметы труда, прошедшие частичную обработку – металл, дерево, ткань.
Инструмент и инвентарь относят к оборотным средствам по двум признакам: стоимости и сроку службы. Если инвентарь или инструмент стоит дешевле 1000 рублей или срок службы его меньше года, он относится к оборотным производственным фондам. Особое внимание необходимо обратить на расходы будущих периодов: обеспечить повышенные расходы оборотных производственных фондов на начальных этапах освоения новой продукции, – в этом заключается их главное значение. В дальнейшем в течение определенного периода времени при достижении плановой мощности эти расходы будут отнесены на издержки производства.
Фонды обращения – это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но не оплаченные, а также средства в расчетах, денежные средства в кассе и на счетах. Оборотные производственные средства вступают в производство в своей натуральной форме и в процессе изготовления продукции целиком потребляются. Они переносят свою стоимость на создаваемый продукт.
Фонды обращения связаны с процессом обращения товаров, они не участвуют в обращении стоимости, а являются ее носителем.
После окончания производственного цикла (изготовления готовой продукции и ее реализации) стоимость оборотных средств возмещается в составе выручки от реализации продукции. Это создает возможность систематического возобновления процесса производства, который осуществляется с помощью непрерывного кругооборота оборотных средств предприятия.
В своем движении оборотные средства проходят последовательно три стадии: денежную, производительную и товарную.
Трудовые ресурсы на предприятии состоят из четко определенной численности работников, необходимой для осуществления эксплуатации всего имеющегося оборудования, с учетом конкретных видов труда. Это объект постоянной работы руководства предприятия по подбору, размещению, перемещению необходимых работников.
Роль трудовых ресурсов существенно возрастает в период рыночных отношений. Инвестиционный характер производства, высокая наукоемкость, приоритетность качества продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма – это привело к существенным изменениям в принципах, методах и социально-психологических вопросах управления персоналом предприятия. Трудовой коллектив предприятия – это команда единомышленников, способных осознавать, понимать и реализовывать замыслы руководства предприятия.
В зависимости от специфики производственного процесса на предприятии может быть использован авторитарный или демократический принцип управления. Кроме того, при формировании коллектива необходимо учитывать индивидуальные склонности, личностные установки психологического предпочтения, способность к творчеству и самоорганизации.
Особое место в деятельности предприятия занимает информация. Ведущим звеном в сборе и анализе информации является маркетинговый отдел предприятия.
Наиболее важными видами информации являются: информация об изменении потребительских вкусов, о насыщении рынка определенным товаром и наличии заменителей для этих товаров, о конкурентной среде, об источниках сырья.
Получение информации об изменении потребительских вкусов необходимо для сохранения достигнутых объемов производства и их расширения. Изменение потребительских вкусов приводит к необходимости совершенствования технологии производства, улучшения потребительских качеств товара, производства новых или псевдоновых товаров.
Владение информацией о насыщении рынка определенным товаром позволяет предприятиям сформировать новый экономический интерес на основе учета закона о возвышении потребностей. Интуитивные желания потребителей в конкретный товар формирует именно производство.
Значительное внимание предприятия уделяют изучению конкурентной среды. Каждое предприятие, анализируя качество товаров конкурентов, стремится придать собственному продукту черты уникальности для удержания собственной ниши на рынке товаров. Информация о конкурентах позволяет предприятию выбрать подходящий стиль работы на рынке.
Под стилем работы предприятия понимается особая организационно-поведенческая деятельность предприятия, отличающая его от других, характеризующаяся отношением к покупателям, партнерам, конкурентам и государству.
Своевременное получение информации об источниках сырья и движении цен на сырьевом рынке позволяет предприятию адекватно реагировать на изменения, сохраняя свои доходы.
Чрезвычайно важное место в информационном обеспечении предприятия занимает реклама. Многообразие субъектов рынка и разнообразие производимых ими товаров требуют обязательной информации, которая доходила бы до потребителей о качестве товаров, о местах реализации, о фирме в целом.
Результатом производственной деятельности предприятия является реализация продукции, работ, услуг и выручка определенной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составляет прибыль производства. Различают валовую (балансовую) и остаточную (чистую) прибыль предприятия.
Валовая прибыль – денежная сумма, которая остается у предприятия после оплаты им затрат на производство и реализацию продукции до выплаты налогов.

курсовая по финансам предприятия

Материалы по этой же теме:
Основные этапы организации бизнеса
Условия и особенности развития бизнеса в России
Как стать индивидуальным предпринимателем
Выбор концепции бизнеса
Бизнес как система

7 марта 2011 | Основы бизнеса | 1391