HR Студент . ру

Имя Пароль
Зарегистрироваться | Забыл пароль?


     
дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты  на заказ

Главная страница>>Основы бизнеса >> Структура бизнеса в российской экономике


Структура бизнеса в российской экономике

В хозяйственной практике широко применяются традиционные схемы деления экономики на составные элементы, позволяющие оценить структуру национального хозяйства. Это деление осуществляется по отраслевому признаку, по территориальному, по формам собственности, по физическим размерам предприятия, по численности занятых.
Деление предприятий исходя из их размера, в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей используется для определения категории предприятия, т. е. для отнесения предприятия к крупному, среднему или малому бизнесу. Деление предприятий на крупные, средние и малые дает возможность организации специальной системы дифференцированного подхода государства к финансовому, материально-техническому и социальному положению каждого предприятия. Исходя из конкретной оценки каждого предприятия, возможно обоснование его значимости в национальной экономике и экономике отдельного региона.
Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.
Каждое государство в зависимости от национальных особенностей экономики, производственных градаций, отраслевой культуры устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий, и на них трудится около 67% всех занятых.
В нашей стране, согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих.
Средними предприятиями согласно критерию занятых в производстве можно считать предприятия, в которых заняты от 100 до 2000 работников, а крупными являются предприятия, насчитывающие свыше 2000 работников. Выделение таких критериев связано с тем, что плановое ведение экономики в советский период тяготело к укрупнению предприятий. Поэтому к началу рыночных преобразований экономики национальное хозяйство России было представлено, в основном, монопольным сектором в большинстве отраслей экономики. Помимо существования естественных монополий, существовали монополии, возникшие на основе государственного решения.
Крупный бизнес в России представлен предприятиями-монополистами или крупными олигополистическими предприятиями. Наиболее привилегированное положение на рынке занимают естественные монополии, которые существуют в добывающих отраслях. Эти предприятия могут формировать свои прибыли, воздействуя на уровень цен, т. к. спрос на ресурсы (в основном, это энергоносители) является неэластичным.
В условиях крупного машинного производства доля механизированного труда достаточно велика, поэтому производящие предприятия вынуждены использовать различные источники энергии для совершения процесса производства (работа станков, освещение, перевозки ресурсов и готовой продукции). Монопольно высокие цены на сырье и энергоносители делают деятельность предприятий не слишком выгодной, а иногда и убыточной. Это связано с удорожанием их продукции, а низкий уровень доходов населения приводит к низкой покупательной способности населения, поэтому объемы промышленного производства ограничены из-за ограничения спроса. В результате получается ситуация, при которой наиболее успешно на рынке могут существовать предприятия, производящие промежуточный продукт, востребованный не населением, а производителями конечной продукции. Значительную долю потребительского сектора обслуживают предприятия, относящиеся к среднему бизнесу. Эти предприятия, производящие предметы личного потребления, рассредоточены по регионам и не являются крупными предприятиями, скорее это средние предприятия. Их рынок территориально ограничен. В советский период они обслуживали отдельный регион, поэтому экономические связи с другими регионами, как потенциальными рынками сбыта их продукции, весьма ограничены.
Кроме того, такие предприятия являлись градообразующими малых периферийных городов. Повышение издержек, а затем и цен, приводит к сокращению объемов производства. Следствием сокращения производства является высвобождение части работающих на предприятии и их обнищание, что еще больше ухудшает и так низкую покупательную способность населения. Таким образом, средние предприятия оказываются в худших экономических условиях по сравнению с монополистами. Для сохранения устаревающих производственных мощностей они вынуждены перепрофилировать свое производство, иногда даже выходя из отрасли. Выживание средних предприятий в России в значительной степени зависит от государственной политики в отношении этих предприятий. Целесообразность их существования связана с тем, что не все виды бизнеса экономически выгодно осуществлять в условиях крупного производства или на основе малого предпринимательства. Государственная политика по обновлению материально-технической базы таких предприятий могла бы дать им возможность занять свою нишу в структуре российской экономики.
На базе стагнации средних предприятий развивается малое предпринимательство. Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. Малые предприятия при сравнительном насыщении рынка находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, а не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это инновационная деятельность, освоение новой технологии, новых видов изделий.
Каждое крупное структурное изменение в экономике сопровождается массовым высвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, их переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной занятости лежит на малых предприятиях.
Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением значительной доли ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий такие предприятия дают значительную отдачу.
Так же важно отметить, что крупное производство не противопоставляется малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых десяти технологических идей рождаются в малых фирмах.
Предприниматели стремятся быть индивидуалистами. Часто именно это им позволяет раздвигать границы знаний. Идеи являются их «товарными запасами». Хотя, по словам экономиста Леонарда Вайса: «...большинство исследований показывает, что размеры предприятия мало влияют на интенсивность исследований, но могут снизить ее в некоторых отраслях».
Компания «Дженерал электрик» относит на счет малых предприятий многие новые идеи, в том числе изобретение электротостеров, кухонных плит, холодильников, пылесосов. Малые предприятия дали миру персональный компьютер, вертолет, бритву, транзисторный приемник, фотокопировальную машину, реактивный двигатель и многое другое.
Трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, если в ней не могут развиваться конкурентные начала, а также когда крупный и малый бизнес существуют параллельно. Это неизбежно выталкивает малый бизнес в сферу торгово-посреднических операций, которые характерны для современной России. В таких условиях крупный бизнес становится либо неповоротливым, либо практически отрывается от потребителей национальной экономики и переходит на обслуживание потребностей мирового рынка. Такая схема функционирования крупного бизнеса известна по ряду стран третьего мира.
Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом в России – это, в первую очередь, взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе разукрупнения или аккумуляции временно свободных финансовых ресурсов «материнского» предприятия. Вторая группа – это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.
Сотрудничество это прошло в два этапа. Первый этап – период поздней перестройки. Период так называемой «приватизации», когда малые предприятия создавались, главным образом, с вполне известными целями – чтобы каким-то образом сосредоточить ресурсы для последующего участия в действительной приватизации. Они выполняли роль своего рода таких фиктивных структур, которые обеспечивали первоначальное накопление капитала.
Второй период – это уже период реальной приватизации, когда малые предприятия создавались на ряде крупных предприятий путем выделения объектов инфраструктуры, в том числе социальной, в самостоятельные малые предприятия. Сегодня эти предприятия либо «умирают», либо стали полностью самостоятельными и создают серьезную конкуренцию на рынке.
Чаще малые предприятия, оставаясь в рамках крупного бизнеса, вместе с ним медленно агонизируют. Это связано с экономическими обстоятельствами. Низкая конкурентоспособность среды приводит к тому, что если, например, транспортный или ремонтный цех выделяется в отдельное предприятие, оно становится фактически монополистом на региональном рынке. Несколько месяцев спустя и материнское предприятие начинает получать от малого высокие прейскуранты, но при этом ничего не поделаешь, т. к. других предприятий, которым можно передать заказы, в регионе попросту нет.
Однако малые предприятия тоже находятся не в восторге от сотрудничества.
Во-первых, из-за забюрократизированности самого процесса принятия решения на крупных предприятиях. Во-вторых, формирование таких устойчивых корпорационных связей передает на экономику малого предприятия воздействие неблагоприятного финансового положения крупного предприятия. Например, крупное предприятие размещает заказ и не может расплатиться. В результате этого малое предприятие может разориться, поэтому малые предприятия стараются иметь в своих договорах долю крупных предприятий возможно более низкой.
В экономике России наблюдается еще одно экономическое явление, проявившееся в значительной степени в период нестабильности при высоком уровне безработицы, – это самозанятость.
Самозанятость представляет собой проявление активной позиции человека по отношению к самому себе в возможностях обеспечения себя и своей семьи необходимыми для существования средствами.
Чаще всего самозанятость можно наблюдать в сельской местности. Для обеспечения потребления население начинает производить продукт не только для личного потребления, но и для реализации. Люди прежде всего обеспечивают необходимым продуктом себя и свою семью, а остатки продуктов реализуют на рынке. В данном случае это не вполне частное предпринимательство, т. к. предприятие не регистрируется и не приобретает промышленную основу. В целом оно основано на ручном труде самого человека и членов его семьи.
К самозанятости также относятся частные подрядные работы в сфере обслуживания, носящие нерегулярный характер, где не требуется специальных знаний или требуются небольшие навыки, профессию можно приобрести и повысить квалификацию в процессе производственной деятельности. Например, работа по мытью окон, оклейке обоев и т. п. Такой вид деятельности может занимать незначительную, а скорее мельчайшую долю в общественном производстве, и обеспечивает незначительный уровень доходов. В периоды стабилизации экономики его доля сокращается, т. к. значительная часть населения, занятая в самообеспечении, возвращается в крупное машинное производство.

курсовая по правам человека

Материалы по этой же теме:
Как эффективно управлять предприятием.
Кадровое и финансовое обеспечение бизнеса
Преимущества и недостатки некоторых организационно - правовых форм.
Основные этапы организации бизнеса
Как стать индивидуальным предпринимателем

7 марта 2011 | Основы бизнеса | 2526