Прежде всего, предприниматель должен определиться в вопросе, какая сфера деятельности для него будет наиболее привлекательна и знакома. Выбор нельзя делать спонтанно, опираясь на внезапно возникший порыв. Как правило, предприниматели начинают дело в знакомой им отрасли деятельности. Однако в каждой отрасли деятельности возникают юридические и экономические барьеры. К правовым барьерам, например, могут относиться государственные запреты на использование ресурсов. Так, производство табака в США разрешено только в отдельных штатах, только на землях, отведенных государством для этой культуры. Экономические барьеры, связанные с вхождением в отрасль, могут состоять из высокого уровня первоначальных капиталовложений, длительного срока окупаемости, неопределенности в достижении коммерческого результата, узости и насыщенности рынка. Следует учесть и экономическую конъюнктуру в отрасли и регионе предполагаемой деятельности. Региональные особенности рынка могут оказывать значительное влияние на развитие предпринимательской деятельности в целом и конкретных видов деятельности в частности. В одном регионе могут быть приоритетными и быстро развиваться одни отрасли, в другом – другие. Необходимо также изучить положение на рынке сопутствующих товаров и товаров-заменителей. Это даст возможность определить свою «нишу», не полностью используемую конкурентами, и будет способствовать успеху в коммерческой деятельности. Рыночная ниша – совокупность осознанных потребностей общества с ограниченными способами и формами их удовлетворения. Концепция, или линия деятельности бизнеса, формируется с учетом возможностей дальнейшего развития предприятия. Основная концепция деятельности позволяет четко сформулировать цели и разработать стимулы для всего коллектива по реализации этих целей. Каждая четко сформулированная концепция бизнеса требует от предприятия исполнения нескольких ролей. Предприятие одновременно выступает в роли производителя, потребителя, поставщика, нанимателя и налогоплательщика, поэтому концепция должна включать множество ролей фирмы, связывая их в единое целое. Концепция выступает также мотивацией смысла работы членов организации. Следовательно, формулирование концепции включает несколько этапов (рис. 6): • формулирование целей бизнеса; • выдвижение стратегии деятельности; • разработку конкретных путей достижения целей; • выбор средств практического воплощения поставленных целей.
 Рис. 6. Формирование концепции бизнеса Цели – это те ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. При определении целей необходимо ответить на несколько вопросов: какие цели являются наиболее актуальными для предприятия, каковы возможности их достижения и в какой последовательности должны быть выполнены. Основными целями производственного предприятия должны быть производственные цели: • производство наиболее востребованного продукта, соответствующего технике и технологии, имеющихся у предприятия; • увеличение доли предприятия на рынке; • достижение более высокой рентабельности; • рост квалификационного уровня занятых работников; • повышение уровня заработной платы; • повышение действенности управления и т. п. Очевидно, цели предприятия могут быть направлены как на непосредственное производство, так и на человека. Все выдвигаемые цели не могут быть выполнены одновременно. Поэтому из всех перечисленных целей необходимо выбрать основные (не более трех) и вспомогательные цели. Вспомогательные цели выполняются одновременно с основной или способствуют ее выполнению. Стратегия представляет собой обобщенную перспективную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. В условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы ей успевать за изменениями, происходящими во внешней среде. Стратегия развития бизнеса должна предусматривать как задачи рационального использования потенциала предприятия в текущей деятельности, так и возможность адаптации предприятия в условиях быстро изменяющейся внешней среды. Так, например, японские фирмы в своей стратегии предусматривают: • ориентацию на постоянные изменения во внешней среде; • определение места в рыночной среде; • учет возможностей для выживания в длительной перспективе; • выделение в качестве основного ресурса выживания персонал предприятия, его интеллектуальный потенциал в использовании постоянно развивающихся технологий. Необходимо отметить, что единой стратегии для разных предприятий не существует. Каждая фирма уникальна в своем роде. Поэтому процесс выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и др. В то же время есть основополагающие моменты, позволяющие говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии бизнеса. Выбор стратегии осуществляется на основе анализа ключевых факторов, характеризующих внутреннее состояние фирмы и внешнюю среду. При выборе стратегии должны быть учтены следующие факторы: место предприятия в отрасли, специфика деятельности фирмы, цели фирмы, влияние внешней среды фирмы, финансовые возможности фирмы, квалификация работников, временной и территориальный факторы. Конкретные пути достижения целей зависят от организации работы предприятия. Организовать означает спланировать последовательность действий, необходимых для определенного вида деятельности, соответствующего целям предприятия. Это достигается с помощью организационной схемы предприятия, дополненной распределением производственных и управленческих функций между персоналом предприятия. Распределение функций позволяет привести к результативной деятельности предприятия, скоординированной и синхронизированной согласно имеющемуся технологическому процессу. Для усиления мотивации персонала необходима продуманная система оплаты и стимулирования труда, которая должна сочетаться с эффективной системой контроля над выполнением поставленных задач, Организация работы предприятия включает несколько обязательных этапов: • постановку задач и определение плана действий, распределение обязанностей; • координацию действий и налаживание производства; • организацию производства и сбыта продукции; • разработку системы оплаты и стимулирования труда; • осуществление контроля над выполнением задач, оценку результатов и исправление недостатков, обеспечение обратных связей и корректировку действий. Тактика бизнеса, т. е. выбор средств практического воплощения поставленных целей, будет зависеть от внутренней и внешней среды предприятия. В условиях крупного предприятия, где существует значительное функциональное разделение труда, необходима четкая организация координации действий между отделами, цехами, подразделениями. Определение первостепенных задач и координация работы зависит от умения управленческого аппарата организовать и стимулировать коллектив для реализации цели предприятия. Для эффективной работы следует четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия сотрудников, а также их взаимоотношения. При этом важно, чтобы каждый сотрудник предприятия четко представлял свою значимость, обязанности и роль на предприятии. На малых предприятиях может не быть четкого разграничения функциональных обязанностей между сотрудниками, но на нем также каждый сотрудник должен представлять свою значимость, роль и обязанности. Неотъемлемой частью организации эффективной работы является создание системы контроля выполнения задач. Контроль состоит в сравнении полученных результатов с запланированными показателями, в определении особенно отрицательных отклонений от требуемых показателей, выяснении их причин и своевременном принятии необходимых корректирующих мер. Работа любого предприятия ориентирована на деятельность во внешней среде. Влияние внешней среды значительно, поэтому предприятие должно иметь в своей внутренней структуре отделы, изучающие влияние внешней среды, для разработки корректирующих мер, предотвращающих ее негативное воздействие, обеспечивающих обратную связь и возможность корректировки экономических решений. При выборе концепции бизнеса необходимо обратить внимание на период существования бизнеса. Жизнь любого предприятия проходит несколько стадий: организация предприятия, его становление, развитие и прекращение существования. Жизненный цикл бизнеса зависит от ряда условий: от концепции бизнеса, от жизненного цикла товара, от гибкости стратегии и тактики предприятия. В процессе производства предприятия должно строить свою деятельность таким образом, чтобы в каждый рабочий период у него происходило улучшение экономических показателей. Если у предпринимателя стали снижаться объемы производства, рентабельность, необходимо проанализировать причины снижения показателей для вывода предприятия из ситуации, которая может привести к его закрытию. Если предприниматель не видит путей дальнейшего совершенствования бизнеса, он должен продать свой бизнес, пока бизнес приносит доход и его экономические показатели не снизились до точки безубыточности. На рисунке 7, изображающем цикл развития бизнеса, наиболее эффективен бизнес в точке С. В данном случае при продаже предприятия во временной период, характеризуемый точкой С, за предприятие можно получить самую высокую цену.
 Рис. 7. Жизненный цикл бизнеса Если, например, предприятие выбрало отмирающую отрасль для своей деятельности, то данная концепция может привести к прекращению им своей деятельности, т. к. продукт данной отрасли уже не пользуется спросом. Любой товар имеет время своего рождения (изобретения), развития или внедрения в производство и совершенствования в процессе производства, затем происходит насыщение рынка данным товаром и его устаревание. Жизненный цикл товара может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. Продление жизненного цикла товара может быть осуществлено с помощью выпуска псевдонового товара. При наличии у предприятия широких возможностей в изменении ассортимента товара, жизненный цикл бизнеса удлиняется. Если рассмотреть жизненный цикл бизнеса в зависимости от совершенствования товара графически, то можно увидеть, что как только предприятие реализовало все возможности товара (рис.8) и достигло максимума получения прибыли от него, необходимо совершенствование этого товара. В точке С предприятие создает новый или усовершенствует старый товар и получает возможность увеличивать прибыль до состояния, характеризуемого точкой С1,и т. д.
 Рис. 8. Жизненный цикл бизнеса при совершенствовании товара В зависимости от гибкости стратегии и практики, предприятие может менять не только ассортимент выпускаемой продукции, но и сферу своей деятельности в зависимости от изменений конъюнктуры рынка.
курсовая работа по туризму
Материалы по этой же теме: Основные принципы построения структуры управления бизнесом Кадровое и финансовое обеспечение бизнеса Предприятие как основное звено бизнеса и его структура Деловая репутация в бизнесе Основные этапы организации бизнеса
|