HR Студент . ру

Имя Пароль
Зарегистрироваться | Забыл пароль?


     
дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты  на заказ

Главная страница>>Основы управления персоналом >> Концепция управления персоналом


Концепция управления персоналом

Персонал включает всех работников организации, всех занятых на предприятии, исключая его собственника в том случае, если он непосредственно не выполняет каких-либо производственных функций. Выделяют четыре группы персонала: основной, вспомогательный, инженерно-технический и управленческий. Основной персонал – персонал, выполняющий основную производственную функцию. Вспомогательный персонал выполняет вспомогательные функции, связанные с подготовкой и обеспечением производства. Инженерно-технический персонал выполняет функции по проектированию и технической проработке и экспертизе производственных проектов. Управленческий персонал выполняет функции, связанные с управлением организацией, отдельными процессами и функциями.

Человеческие ресурсы – совокупность всех работников организации, их знаний, умений, навыков и мотиваций.

Человеческий потенциал – знания, умения, навыки, мотивации сотрудников организации, имеющиеся в распоряжении и предназначенные для использования в процессе достижения целей организации. Задача управления – максимально реализовать человеческий потенциал.

Человеческий капитал – совокупность знаний, умений, навыков, связей, мотивации, ценностей всех сотрудников организации, работавших в ней на протяжении всей ее истории. Задача современных систем управления – максимально сохранить и приумножить человеческий капитал организации.

Управление человеческими ресурсами – стратегическая составляющая управления человеком в организации, направленная на долгосрочное обеспечение функционирования организации за счет эффективных кадровых решений.

Управление персоналом – технологическая составляющая работы с персоналом, направленная на найм, адаптацию, обучение, оценку и стимулирование человека в организации.

Концепция управления человеческими ресурсами отражает совокупность социальных представлений и законов о роли человека в производстве и о месте функции управления трудом в общей системе управления. Концепция человеческих ресурсов использует, прежде всего, экономические аргументы для обоснования необходимости капиталовложений при освоении (использовании и развитии) человеческих ресурсов. При этом рост затрат на приобретение и подготовку работника для повышения эффективности его труда влечет за собой необходимость более полного использования профессиональных навыков и знаний исполнителя, а в определенных случаях – их развития, выявления скрытых возможностей работника, его творческого потенциала. Свою состоятельность эта концепция обосновывает, прибегая к доводам прибыльности перестройки работы с персоналом. Отличительными особенностями концепции человеческих ресурсов являются применение экономических критериев для оценки роли человеческого фактора в производстве в современных условиях; внутрифирменное управление; перестройка всей системы работы с кадрами, расширение границ работы с персоналом на капиталистических предприятиях – дополнение ее новыми функциями и распространение за пределы фирмы.

Управление человеческими ресурсами и управление персоналом имеют ряд общих черт:
- организационная стратегия лежит в основе разработки и стратегии в области персонала, и стратегии в области человеческих ресурсов;
- линейные менеджеры в обоих случаях непосредственно занимаются управлением работниками. Служба управления персоналом при этом выполняет «обслуживающую» функцию, выражающуюся в консультировании линейных менеджеров, кадровом делопроизводстве, организации подбора, обучения, оценки персонала и так далее;
- в обеих концепциях производится учет интересов работников и их согласование с интересами организации, развитие их способностей для повышения эффективности деятельности организации;
- реализация оперативных функций управления работниками: подбор, аттестация, обучения и другие – осуществляется посредством одинаковых инструментов;
- обе концепции обращают внимание на коммуникацию работников и менеджеров, участие работников в управлении организацией.

Однако помимо общих черт этих подходов существует и ряд существенных различий:

1. Управление персоналом ориентировано на работников – непосредственных исполнителей, в то время как управление человеческими ресурсами ориентировано на всех работников, включая занимающих руководящие посты.

2. Управление человеческими ресурсами – интегрированная деятельность, осуществляемая линейными менеджерами в целях реализации стратегии в области человеческих ресурсов и достижении тем самым стратегических целей организации (заключающаяся в том числе в изменении организационной культуры, организационного стиля руководства), в то время как управление персоналом пытается влиять на линейных менеджеров.

3. Управление человеческими ресурсами имеет стратегическую природу и, таким образом, имеет большую ориентацию на бизнес. Что же касается концепции управления персоналом, то многие авторы, например, Хендри и Петтигрю, отрицают связь концепции управления персоналом со стратегической областью бизнеса. Управление персоналом своей целью имеет организацию и координацию использования имеющихся работников и основными его функциями является подбор, расстановка, оценка, мотивирование, обучение, адаптация кадров. Несмотря на то, что при этом учитываются личные качества работника, управление персоналом не имеет четкой сонаправленности с общим управлением организацией, управлением другими активами организации.

4. Другая особенность концепции управления человеческими ресурсами – приоритетность задачи повышения степени взаимной приверженности. Высокая степень приверженности вместо поведения, регулируемого наказаниями и внешним давлением на человека, позволяет достичь саморегулируемого поведения работников и установления доверительных отношений в организации. В основе данного принципа лежит предположение, что «высокий уровень эффективности труда и желание работать в конкретной организации проявляются в тех компаниях, которые не применяют жестких методов контроля, где, напротив, на работников возлагается больше ответственности, менеджеры вдохновляют их на труд и помогают получить удовлетворение от работы».

5. Концепция управления человеческими ресурсами ориентирована на формирование высокой степени эффективности, которая достигается посредством использования людей в ряде направлений, таких как качество, производительность, уровень обслуживания потребителей, прибыль, рост и создание повышенной ценности для акционеров.

6. Управление формированием высокой степени вовлеченности, используемое в управлении человеческими ресурсами, предполагает формирование отношения к работникам как к партнерам по бизнесу с учетом их интересов и наделение работников правом голоса в решении касающихся их вопросов. Целью является создание климата, когда между менеджерами и членами команды происходит постоянный диалог, в процессе которого уточняются ожидания и происходит обмен информацией по поводу организационной миссии, ценностей и целей.

7. Управление человеческими ресурсами заключает в себе переход от коллективизма к индивидуализму. Делегирование власти и вовлечение работников в управление организацией связано с перемещением фокуса внимания из сферы взаимодействия между менеджерами и профсоюзами в область взаимодействия между менеджерами и работниками, то есть осуществляется переход от коллективизма к индивидуализму в том смысле, что трудовые отношения ориентируются, прежде всего, на индивидуальных работников, а не коллектив в целом.

8. Ракурс работы с персоналом. В рамках традиционной модели управления работниками термин «управление человеческими ресурсами» обычно ассоциируется с работой с кадрами на национальном уровне или в межорганизационном пространстве, в то время как работа с кадрами внутри организации обычно именуется «управление персоналом».

9. Размер организации. В небольших организациях, которые не имеют соответствующего специального функционального подразделения, работа с кадрами часто носит название «управление персоналом», а в крупных предприятиях, где такое подразделение имеется, она называется «управление человеческими ресурсами».

10. Уровень включенности работников, занятых управлением персоналом, в работу по стратегическому развитию организации. Как правило, работа с персоналом, ориентирующаяся на задачи стратегического развития организации, именуется «управление человеческими ресурсами», в то время как традиционная работа с персоналом именуется «управление персоналом».

Как видно, критериев различия управления человеческими ресурсами и управления персоналом очень много. Однако если выделить основные критерии различия управления человеческими ресурсами и управления персоналом, то, по мнению Марра Р. и Шмидта Г., особенностями управления человеческими ресурсами является то, что оно, во-первых, представлено на высшем уровне управления, во-вторых, работники, представляющие эту сферу, должны быть вовлечены в разработку стратегии бизнеса, и, в-третьих, все линейное руководство должно принимать участие в реализации программ управления человеческими ресурсами. Эти три критерия можно обобщить в один: ориентированность сферы управления человеческими ресурсами на задачи стратегического развития организации.

Этапы развития управления человеком в организации от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1





Этапы развития
управления человеческими ресурсами
Период
Основной объект управления
Доминирующие потребности персонала
Ведущие направления управленческой
деятельности
До 1900 г.

    Технология производства

    Интересы персонала практически не учитывались

    Дисциплинарные системы

1900–1910 гг.

    Безопасность и «благополучие» персонала

    Безопасные условия труда и создание предпосылок для
хорошей работы

    Программы безопасности, организации труда и т. п.

1910–1920 гг.

    Задачи повышения эффективности

    Повышение заработков на основе более высокой
производительности

    Мотивация и обучение, стимулирование высокой
производительности

1920–1930 гг.

    Индивидуальные особенности работников

    Учет индивидуальных особенностей при проектировании работ

    Психологические тесты, опросы, учет предложений работников
при проектировании работ

1930–1940 гг.

    Профсоюзы, социальное партнерство

    Сглаживание глубоких противоречий между работниками и
работодателями

    Программы взаимодействия и сотрудничества на производстве

1940–1950 гг.

    Экономические гарантии и социальная поддержка

    Гарантии экономической и социальной безопасности

    Программы пенсионного обеспечения

    1950–1960 гг.

    Человеческие отношения

    Возможность проявления инициативы, развитие самодисциплины

    Подготовка управленческого персонала с учетом изменения
его роли в организации

    1960–1970 гг.

    Сотрудничество, развитие и углубление партнерства

    Расширение участия в обсуждении и принятии управленческих
решений

    Отработка процедур совместного участия в управлении,
разделение ответственности

    1970–1980 гг.

    Перемена труда

    Соответствие содержания работы изменениям способностей и
запросов, устранение монотонности и однообразия в работе

    Чередование работ, объединение задач и функций,
коллективные формы организации труда

    1980–1990 гг.

    Движение персонала

    Надежная гарантия занятости в период экономического спада

    Перераспределение рабочей силы, переподготовка, содействие
в поисках работы

    1990-2000 гг.

    Кардинальные изменения в составе рабочей силы, дефицит
квалифицирован-ного персонала

    Расширение возможностей для адаптации к постоянно
меняющимся условиям и потребностям производства

    Стратегическое планирование человеческих ресурсов,
расширение гарантий занятости, программы переподготовки, развития персонала,
гибкие формы вознаграждений, участие в доходах и др.

Представляется возможным выделить три основных этапа изменения концепции управления человеческими ресурсами:
- инструментальная концепция, отражающая представление о человеке, как инструменте достижения экономических целей;
- концепция социального партнерства, отражающая подход к человеку, как партнеру в достижении экономических целей;
- концепция внутреннего потребителя, представляющая человека потребителем благ, предоставляемых организацией (оплата труда, условия труда, социальный пакет и др.) в обмен на активное участие в достижении экономических целей.

Инструментальная концепция является не только самой древней, но и самой распространенной. Суть этой концепции достаточно полно выражена в теории и практике тейлоризма. Основы тейлористской модели управления заложены в вышедшей в 1911 году книге Фредерика У. Тейлора «Принципы научного управления», а также в опубликованных несколько позднее работах Анри Файоля. Главная идея тейлоризма в воззрениях на управление в целом и место в нем управления персоналом заключалась в том, чтобы смоделировать труд как совокупность самых простых операций, наиболее быстро выполняемых узко специализированными работниками с целью получения максимальной прибыли.

Базисными принципами тейлористской модели труда являются:
- максимальное дробление производственных операций и упрощение трудовых функций;
- жесткое разделение управленческих и исполнительских функций, творческого (руководящего, организаторского, конструкторского) и нетворческого, однообразного исполнительского труда;
- однообразие, монотонность, обезличивание и деперсонализация труда, по существу делающие невозможным его превращение в жизненную потребность и источник самореализации личности. Обеднение творческого содержания труда касается не только рабочих и служащих, но и руководителей нижнего и среднего звена, поскольку наиболее творческие функции передаются конструкторским бюро и проектировщикам, часто находящимся вне предприятия;
- механистическая трактовка предприятия, организации труда и места в нем человека. Согласно тейлоризму, предприятие уподобляется единой машине, в которой каждый «узел» (цех, отдел) и «винтик» (работник) быстро и четко выполняет свои функции, не вмешиваясь в работу других «винтиков» и «узлов». Типичным и широко распространенным проявлением тейлористской модели производства стали конвейерная система.

Хотя сам Тейлор придавал большое значение отбору работников в соответствии с их способностями и их обучению, в целом тейлористская модель труда и управления чрезвычайно упрощает и ограничивает функции управления персоналом. Они сводятся к отбору преимущественно молодых, здоровых и добросовестных работников; их материальному стимулированию достаточно высокими заработками; авторитарному руководству организацией и ее подразделениями; жесткому систематическому контролю над работниками и наказанию нерадивых главным образом в форме увольнения; смягчению отношений между работниками и руководством с помощью некоторых социальных мероприятий в духе патернализма.

Свое относительно современное обоснование и развитие тейлоризм получил в концепциях деквалификации труда в ходе научно-технического прогресса, теоретическую основу которых заложили Д. Брайт (США) и Ж. Фридман (Франция) еще в 50-х годах. Эти теории утверждают, что по мере развертывания научно-технического прогресса будет усиливаться специализация работников и примитивизация их трудовых операций. Творческие, интеллектуальные функции будут все больше концентрироваться в сфере разработок и проектирования. Несмотря на постоянное расширение области применения техники и сокращение доли человека в трудовых операциях, труд, даже если он будет сводиться к контролю за механизмами, останется примитивным, однообразным, нетворческим.

Однако впоследствии прогнозы теоретиков деквалификации труда не получили достаточного подтверждения, и сама тейлористская модель труда и управления все чаще стала пробуксовывать. В условиях нарастания динамизма производства, частого изменения производственных программ, растущей диверсификации выполняемых в производственном процессе задач, массового применения сложного, многофункционального оборудования тейлоризм все чаще рассматривается как препятствие на пути внедрения более эффективных моделей управления, соответствующих современной стадии НТП (хотя и сегодня тейлористские методы в форме неотейлоризма или тейлоризма «с человеческим лицом», смягчающие производственный климат, достаточно широко используются в управлении).

С 30 – 40-х годов управление персоналом, как и вся система управления организациями, претерпело глубокие качественные изменения. В организациях начинает формироваться вторая концепция управления персоналом – социальное партнерство. В целом это было связано с вступлением ряда промышленно развитых стран Запада в постиндустриальную стадию развития, а также с действием целого ряда факторов экономического, политического и социально-культурного характера.

Первым фактором повышения роли персонала в современном производстве являются принципиальные изменения в содержании труда, вызванные применением новой техники, технологии и методов производственной деятельности.

Вторым фактором повышения роли персонала в современном обществе является изменение возможностей контроля над сотрудниками и повышение значимости самоконтроля и самодисциплины.

Растущая несовместимость знаний и творческого, инновационного мышления с текущим контролем за их носителем обусловила расширение области индивидуальной и групповой свободы, автономии, самостоятельности принятия решений. Повышение роли самоконтроля и самодисциплины в трудовом процессе изменяет соотношение различных методов мотивации работника, повышает удельный вес функции формирования более сложной, по сравнению с методом «награждение – наказание» по схеме «стимул – реакция», мотивации в управлении персоналом.

К третьей группе факторов можно отнести макроэкономические факторы, и, прежде всего, изменение ориентации и динамики спроса и направленного на его удовлетворение производства; обострение конкуренции на мировом рынке; повышение значимости качества продукции.

Четвертым фактором повышения роли персонала в современном производстве, а также управления им является изменение форм организации труда на предприятии. К числу таких изменений относится, прежде всего, более широкое использование коллективных форм организации труда как в масштабах всей организации – на макроуровне, так и в ее отдельных подразделениях – на микроуровне.

Пятым фактором возрастания роли персонала на производстве явилось повышение образовательного и культурного уровня работника, рост его личностных запросов к трудовой деятельности.

Шестым фактором повышения роли персонала в современной организации является развитие демократии на производстве и в обществе. Влияние демократии на макроуровне, т. е. в масштабах государства, на персонал и управление им идет, прежде всего, по следующим двум направлениям:
через формирующуюся под ее воздействием культуру, элементами которой являются чувство собственного достоинства, уважение прав личности, в том числе ее трудовых и социальных прав, ожидание демократического стиля руководства и готовность к участию в делах организации;
через принятие законов, защищающих права работника и отдельных групп работников, регулирующих отношения на производстве.

Развитие демократии в обществе и на производстве прямо связано с седьмым фактором повышения значимости персонала в современном производстве – ростом цены рабочей силы. Помимо расходов на зарплату, в затратах на персонал велика доля социального страхования, оплаты отпусков и социальных услуг на предприятии (медицинское обслуживание, психологические и юридические консультации, бесплатные туристические путевки, а иногда и финансирование жилья и т. п.).

Социальное партнерство предполагает, на экономическом уровне, участие персонала в хозяйственных результатах организации. К сожалению, эмпирический анализ опыта многих предприятий показывает, что социальное партнерство не нашло широкого воплощения на практике. Это связано с тем, что успех его реализации в значительной мере зависит от готовности собственников и руководителей предприятия реализовывать все его элементы, включающие и полноправное участие в прибыли. Последнее, чаще всего, крайне слабо реализовывалось на практике.

Возрастание роли персонала в производстве, связанное в том числе с требованиями постиндустриального общества к структуре и качеству труда, уровнем развития рабочей силы, изменившимся самовосприятием человека, привело к формированию третьей концепции – концепции отношения к персоналу, как внутреннему потребителю. В основе этой концепции лежат теории человеческого и социального капитала, которые можно объединить под общим названием – теории личностного капитала.

В самом общем смысле человеческий капитал – это знания, навыки и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе.

Несмотря на то, что многие идеи теории человеческого капитала встречаются уже у А. Смита, она сравнительно молода: ее формирование пришлось на 50 – 60-е годы прошлого столетия. Видные представители школы «человеческого капитала» – Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и др. Ученые школы «человеческого капитала» изучали влияние сроков обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату, эффективность и экономический рост предприятий. Иными словами, их главной задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными. В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и оборудование.

Человеческий капитал неоднороден. Он подразделяется на общий (перемещаемый) и специальный (неперемещаемый). Общий капитал включает теоретические и другие достаточно универсальные знания, имеющие широкую область применения и приобретаемые прежде всего в школах, вузах и других образовательных учреждениях, а также общие профессиональные (специализированные) знания. Важной формой наращивания общего человеческого капитала является самообучение.

Специальный капитал соотносим лишь с конкретной организацией. Он включает знания особенностей рабочего места, руководства, товарищей по работе, их возможностей, достоинств и недостатков, клиентов, специфики предприятия, региона и т. п., а также практические навыки по использованию этого рода знаний. Специальный капитал накапливается в процессе трудовой деятельности, приобретения практического опыта.

После бума инвестиций в человеческий капитала в ряде стран Запада многие предприниматели опасались переманивания высококвалифицированной рабочей силы и особенно хорошо подготовленных менеджеров другими фирмами, которые, не затрачивая больших средств на долговременное обучение работников, могли предложить им значительно более высокий заработок и другие блага.

Хотя переманивание высококвалифицированных работников действительно имеет место в современном производстве, однако масштабы его сравнительно невелики. Главным ограничителем подобной практики служит специальный капитал, который применим лишь к данному предприятию и накапливается в течение длительного времени.

Эффективное использование человеческого капитала практически невозможно без наличия капитала социального. Понятие «социальный капитал» отражает характер отношений между работниками, способы и культуру их общении, развитость межличностных коммуникаций. Содержанием социального капитала являются межличностные связи, отношения доверия, солидарность, готовность к кооперации и поддержке, умение работать в группе, команде. В основе социального капитала лежат нравственные отношения, которые иногда называют нравственным капиталом. Однако социальный капитал не сводится к нему, а предполагает, помимо него, развитость коммуникаций и культуры общения, навыков эффективного взаимодействия.

Социальный капитал позволяет быстро и эффективно координировать деятельность людей, мобилизовать их на достижение организационных целей, обеспечивает оперативность передачи информации. Его развитость резко снижает частоту проявлений отклоняющегося поведения, случаев нарушения трудовой дисциплины, недобросовестного отношения к труду, делает излишним текущий внешний контроль за персоналом.

Важным отличием социального капитала от капитала финансового и физического является его нарастание по мере его потребления. Социальный капитал накапливается в разных формах непосредственного взаимодействия людей и прежде всего в устойчивых самоуправляющихся социально-психологических общностях или группах.

Наличие высококачественного человеческого и социального капитала позволяет предприятию повышать свою конкурентоспособность. Поэтому предприятие заинтересовано в привлечении и удержании носителей человеческого и социального капитала, буквально «продавая» работнику организацию и условия труда в ней. Данный подход породил в современных западных организациях спрос на специалистов по внутренним связям с общественностью и специалистов по коммуникациям с персоналом, чья задача похожа на задачу их коллег, работающих в сфере маркетинговых коммуникаций, направленных на внешнего потребителя.

Материалы по этой же теме:
Кадровая политика
Введение
Система управления человеческими ресурсами организации
Типы кадровой политики
История развития трудовых отношений.

8 марта 2013 | Основы управления персоналом | 8