HR Студент . ру

Имя Пароль
Зарегистрироваться | Забыл пароль?

дипломы,курсовые,рефераты,контрольные,диссертации,отчеты на заказ
     
дипломы,курсовые,рефераты,контрольные,диссертации,отчеты

Главная страница>>Правоведение >> Государственное (конституционное) право


Государственное (конституционное) право
Конституция РФ – основной закон страны

В правовой системе Российской Федерации одна из важнейших ролей принадлежит государственному (конституционному) праву.

Государственное (конституционное) право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с установлением политических и социально-экономических основ общественного строя, определением основных прав и свобод человека и гражданина, установлением системы государственных органов в Российской Федерации.


Московский филиал Международного института менеджмента ЛИНК предоставляет бизнес образование по программам MBA, а так же обучение за рубежом и в лучших ВУЗах России. Международное бизнес-образование - лучший способ повысить квалификацию и получить конкурентные преимущества при устройстве на работу.

Основным источником государственного (конституционного права) является Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.

Конституция – нормативный правовой акт, определяющий основы общественного строя и государственного устройства, права и свободы человека и гражданина. Конституция – это Закон, обладающий высшей юридической силой, все иные законы и подзаконные акты должны соответствовать Конституции. Дела о несоответствии Конституции законов и иных нормативных правовых актов рассматриваются Конституционным судом Российской Федерации. Нормы Конституции РФ – это нормы прямого действия, таким образом, действующая Конституция РФ была призвана реально регулировать жизнь Российского государства.

По своей структуре и содержанию Конституция РФ близка к традиционным конституциям развитых демократических стран. Конституция состоит из преамбулы (вступления) и двух разделов:

Первый раздел

Глава 1 – Основы конституционного строя

Глава 2 – Права и свободы человека и гражданина

Глава 3 – Федеративное устройство

Глава 4 – Президент Российской Федерации

Глава 5 – Федеральное собрание

Глава 6 – Правительство Российской Федерации

Глава 7 – Судебная власть

Глава 8 – Местное самоуправление

Глава 9 – Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Второй раздел

Заключительные и переходные положения

Основные принципы построения общества закреплены в 1 главе Конституции РФ, определяющей основы конституционного строя. Одним из основных принципов Российского государства Конституция определила приоритет прав и свобод человека над иными ценностями общества и государства (ст. 2 КРФ). Ст. 1 Конституции определяет Российское государство как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 КРФ). Важнейшим принципом Конституции РФ провозглашен принцип народного суверенитета: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1. ст. 3 КРФ). Суверенитет народа означает его верховенство и полновластие в решении всех вопросов государственной и общественной жизни.

Народовластие осуществляется в соответствии с Конституцией РФ посредством прямой (непосредственной) демократии (через референдум и свободные выборы), а также посредством участия в формировании органов государственной власти).

Содержание многих конституционных норм определено в соответствии с принципом федерализма, закрепленном в ст. 5 Конституции РФ, которая гласит: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации». Ряд особенностей Российской Конституции обусловлен особенностями федеративного устройства Российской Федерации, состоящей из 89 субъектов. Действующая Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов РФ как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией.

Подробнее федеративное устройство России определено гл. 3 Конституции РФ.

Система государственных органов в соответствии со ст. 10 Конституции РФ построена и функционирует на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Ст. 7 Конституции РФ закрепила положение о России как социальном государстве. Таком государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституция РФ провозгласила принцип экономической свободы, которая выражается в возможности человека использовать свои способности и имущество для не запрещенной законом экономической деятельности. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ в России равным образом признаются и защищаются частная, государственная, муниципальные и иные формы собственности. В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции.

В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ в России признается идеологическое многообразие, политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Общественные объединения равны перед законом.

Положения главы 1 Конституции, определяющей основные принципы построения российского общества, подробнее конкретизированы в других главах основного закона.

Как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, Конституция РФ призвана реально регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти и жизни общества. Однако до сих пор многие нормы Конституции по-прежнему носят лишь декларативный характер. В настоящее время для российского общества наиболее актуальна проблема реализации положений Конституции, принятия мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами.
Особенности федеративного устройства России

Федеративному устройству посвящена глава 5 Конституции РФ. В этой главе развивается ряд существенных положений гл. 1 «Основы конституционного строя», где в частности указано, что наша страна по форме государственного устройства является федерацией. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органов государственной власти ее субъектов, а также на равноправии и самоопределении народов.

По состоянию на 01.01.2007 Россия состоит из 86 субъектов Российской Федерации: 21 – республики, 7 – краев, 48 областей, 1 автономной области, двух городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, 7 автономных округов.

В настоящее время наметилась тенденция к укрупнению субъектов Российской Федерации – объединению нескольких субъектов с соседними границами, в один более крупный.

Так с 01.07.2007 образуется новый субъект Российской Федерации – Камчатский край – в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа (федеральный конституционный закон от 12.07.2006 № 2-ФКЗ). А с 01.01.2008 – новый субъект Российской Федерации – Иркутская область – в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (Федеральный конституционный закон от 30.12.2006 № 6-ФКЗ). Таким образом, количество субъектов Российской Федерации, указанных в статье 65 Конституции Российской Федерации еще более сократится. Для сравнения: при принятии Конституции их было 89.

Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности населения, национальному составу. Конституция закрепила преобразование России в подлинно федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов как между собой, так и в отношениях с федеральной властью.

Исходя из особенностей федеративного устройства РФ в России созданы и действуют два уровня государственной власти – федеральный уровень и уровень субъекта федерации. Таким образом, субъект РФ имеет свою систему государственных органов и свой предмет ведения. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11 КРФ).

К ведению Российской Федерации отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ и для защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. К ведению Российской Федерации относятся семь основных групп предметов ведения:

1. Защита Конституции и основ конституционного строя и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением, установление системы федеральных органов всех трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), порядка их организации, деятельности и формирования, а также федеральная государственная служба.

2. Регулирование и защита прав и свобод и гражданина, гражданство в РФ, регулирование и защита национальных меньшинств.

3. Установление правовых основ единого общефедерального рынка: финансовое, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия. Формирование федерального бюджета, установление федеральных налогов и сборов.

4. Вопросы собственности и управления: управление федеральной государственной собственностью, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика и расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт и т. д.

5. Установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России.

6. Оборона и внешняя политика государства, включая оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, производство наркотических средств и порядок их использования. Внешняя политика государства международные отношения Российской Федерации.

7. Последнюю группу исключительных предметов ведения РФ составляют отрасли российского права, которые устанавливают права и обязанности для граждан, проживающих на территории РФ и юридических лиц: это уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности (ст. 71 КРФ).

Кроме того, только к ведению РФ отнесено установление стандартов и эталонов, системы исчисления времени, официальной статистики и бухгалтерского учета и т. д.

Кроме исключительных предметов ведения РФ, Конституцией определены вопросы, которые отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Под совместным ведением понимается совместная деятельность и ответственность федеральных органов государственной власти так и органов государственной власти субъектов в ряде сфер государственной деятельности.

К первой группе предметов совместного ведения относится все то, что направлено на обеспечение единства Российской Федерации и управление ею в интересах всего многонационального народа. Это, прежде всего, обеспечение соответствия конституций, уставов и законов, а также иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам.

Ко второй группе предметов совместного ведения относятся совместное установление принципов организации системы государственной власти и системы органов местного самоуправления а также установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

К третьей группе совместных полномочий можно отнести защиту прав и свобод человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств. Обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуру и нотариат.

К четвертой группе относятся вопросы разграничения государственной собственности, владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами, а также природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий.

К пятой группе предметов совместного ведения относятся главным образом отношения социально-экономической сфере: образование, здравоохранение, наука, спорт, защита семьи.

Шестую группу предметов совместного ведения составляют административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды.

Кроме того, к совместному ведению помимо указанного выше относятся координация международных и внешнеэкономических связей Федерации и выполнение международных договоров России (ч. 1 ст. 72 КРФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 72 КРФ положения о совместном ведении РФ и ее субъектов в равной мере распространяется на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Таким образом, еще раз подчеркивается равноправие субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 КРФ).

На территории России Конституцией устанавливается единство экономического пространства: не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (п. 1 ст. 74 КРФ). Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Важными условиями нормального функционирования и стабильности федеративного государства являются также единое финансовое, валютное регулирование, единая денежная система на всей его территории. В соответствии с ч. 1. ст. 75 КРФ денежной единицей в РФ является рубль. Введение и эмиссия других денег на территории РФ не допускается.

Единство федеративного государства невозможно без определения соотношения и пределов действия нормативных правовых актов, регулирующих его деятельность. Ст. 76 КРФ устанавливает соотношение (иерархию) и пределы действия федеральных законов и иных нормативных правовых актов в РФ. Так по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Вне пределов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Соотношение нормативных правовых актов в РФ, установленное Конституцией, таково:

· федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам и Конституции РФ;

· законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, изданным по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов. В случае такого противоречия действует федеральный закон;

· в случае противоречия между федеральным законом и нормативно правовым актом, изданным по предметам ведения субъекта РФ, действует нормативно правовой акт субъекта РФ.

Очень большую роль в становлении Российского Федерализма сыграло создание системы государственных органов субъектов РФ. Принципы создания системы государственных органов субъектов РФ закреплены в ст. 77 КРФ, однако, кроме того, для уяснения основ формирования системы государственных органов субъектов РФ необходимо обратиться и к иным статьям Конституции РФ: ст. 5, закрепляющей принцип государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения; ст. 10, закрепившей принцип разделения властей. В соответствии с Конституцией РФ произошел отказ от жесткой централизации органов исполнительной власти путем прямого подчинения органов государственной власти субъектов федеральным органам исполнительной власти. Полномочия между органами разделены в соответствии с Конституцией на три уровня:

· полномочия исключительного ведения федеральных органов исполнительной власти;

· полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере совместного ведения;

· полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с ними часть своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ.


Система государственных органов в Российской Федерации

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Таким образом, основополагающим принципом формирования системы государственной власти в России является закрепленный Конституцией принцип разделения властей. Кроме того, система государственных органов в России сформирована с учетом особенностей Российского федерализма, о которых шла речь в предыдущем разделе, и гарантировании и признании местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ) (см. таблицу 2.4).

Деятельность государственных органов трех видов власти требует постоянной координации. В соответствии с Конституцией РФ эту функцию выполняет Президент РФ – глава государства (ст. 80 КРФ).

Президент Российской Федерации является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81 КРФ). Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Федеральным законом «О выборах Президента РФ» от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ.

Конституция РФ наделяет Президента РФ рядом полномочий в сфере формирования федеральных органов государственной власти и участия в их деятельности. Он назначает с согласия Государственной думы Председателя Правительства Российской Федерации; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров и других руководителей высших органов власти.

В соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент Российской Федерации: назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; вносит законопроекты в Государственную думу; подписывает и обнародует федеральные законы; обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Кроме того, Президент Российской Федерации наделен полномочиями в сфере осуществления внешней политики государства. Он осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (ст. 86 КРФ).

Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87 КРФ).

Президент Российской Федерации: решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование (ст. 88).

Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

По замыслу создателей Конституции РФ Президент РФ не относится ни к одной из властей (см. таблицу 2.4). В системе разделения властей Президенту отведена роль координирования деятельности государственных органов различных ветвей власти, обеспечение системы сдержек и противовесов. Однако в настоящее время Президент, все более централизуя органы исполнительной власти, по сути возглавляет ее.

Законодательные органы государственной власти призваны обеспечивать принятие законов на территории Российской Федерации.

На федеральном уровне Законодательные органы власти представлены Федеральным собранием Российской Федерации – Парламентом Российской Федерации. Федеральное собрание РФ является представительным и законодательным органом РФ. В верхнюю палату парламента – Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Федеральное собрание является постоянно действующим органом.

Государственная дума – нижняя палата парламента, состоит из 450 депутатов. Государственная дума избирается сроком на четыре года. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливаются федеральными законами.

Основная цель деятельности нижней палаты парламента – принятие федеральных законов. Принятые Государственной думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый Государственной думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Президент РФ обладает правом вето. В течение указанных четырнадцати дней вправе отклонить федеральный закон, для преодоления вето Президента РФ необходимо, чтобы при повторном рассмотрении закона он был одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы.

Субъекты Российской Федерации формируют свои законодательные органы, призванные принимать законы, действующие на территории конкретного субъекта в пределах компетенции, определенной исходя из разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ст. 110 КРФ).

На основании и в соответствии с положениями основного закона принят Федеральный конституционный закон о Правительстве Российской Федерации (от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ), который определил порядок формирования и деятельности Правительства РФ.

В соответствии со ст. 1 данного закона Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации. Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В настоящее время в соответствии с указом Президента РФ «О системе и структуре федеральный органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314 созданы федеральные органы исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент и органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство.

Основным направлением деятельности Правительства РФ, как высшего исполнительного органа, власти является организация исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществление систематического контроля за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Глава III Закона определила полномочия Правительства РФ в различных сферах жизни российского общества и государства.

Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Правительство Российской Федерации утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

В сфере экономики Правительство Российской Федерации: осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации. Законом Правительство РФ наделено также полномочиями в сфере бюджетной, финансовой и кредитной политике и иными полномочиями в различных сферах жизни общества.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

На основании Указа Президента РФ в России формируется система федеральных органов исполнительной власти (Указ Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314), в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: федеральные службы и федеральные агентства.

В субъекте РФ формируется своя система органов государственной власти субъекта РФ, которую возглавляет Правительство (администрация) субъекта РФ.

Ниже уровня субъекта РФ формируется система органов местного самоуправления (ст. 131 КРФ) (см. таблицу 2.4).

Воплощение принципа разделения властей в системе государственных органов невозможно без сильной и независимой судебной власти.

Судебная власть осуществляет правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 КРФ). Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

В соответствии со ст. 4 Закона в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся (см. таблицу 2.4):

· Конституционный суд Российской Федерации;

· Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

· Высший Арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся (см. таблицу 2.4): конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Компетенция федеральных судов и судов субъектов РФ по разрешению споров определяется федеральным законодательством.

Конституционный суд РФ состоит из 19 судей и разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, иных федеральных нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, а также договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также не вступивших в силу международных договоров РФ (ст. 125 КРФ).

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ.

Суды и судьи общей юрисдикции рассматривают споры в порядке уголовного и гражданского судопроизводства.

Федеральные арбитражные суды разрешают экономические и споры и иные, отнесенные к их подведомственности дела в порядке арбитражного судопроизводства.

Таблица 2.4
table04.jpg (95.51 Kb)
Правовые основы защиты государственной тайны, нормативные правовые акты
в области защиты информации и государственной тайны

В современном мире информация является ценностью как рыночной, так и государственной. Государство обеспечивает правовое регулирование отношений, связанных с охраной государственной тайны, а также с охраной информационных ресурсов и информации.

Правовое регулирование отношений, связанных с охраной государственной тайны, осуществляется Законом «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. № 5485-1 (в ред. Федерального закона от 06.10.97 №131-ФЗ с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 27.03.1996 №8-П, определениями Конституционного суда РФ от 10.11.2002 №293-О, от 10.11.2002 №314-О). В соответствии с Законом под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

К сведениям, составляющим государственную тайну, относятся сведения из различных областей, указанных в законе:

1. Сведения в военной области.

2. Сведения в области экономики, науки и техники.

3. Сведения в области внешней политики и экономики.

4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Под отнесением сведений к государственной тайне и их засекречиванием понимается введение в предусмотренном Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Закон определяет сведения, которые, в свою очередь, не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.

Это сведения:

· о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

· о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

· о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

· о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

· о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

· о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

· о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суде.

Отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в установленном законом порядке.

В целях защиты сведений, отнесенных законом к государственной тайне, в порядке, установленном законом, может производиться ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием.

Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.

Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными, порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством.

Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.

Полномочия по защите государственной тайны возлагаются на межведомственную комиссию по защите государственной тайны, органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах, органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ.

Лица, работающие с информацией, содержащей государственную тайну, должны иметь соответствующий допуск. Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и осуществляется путем принятия на себя определенных законом обязательств и ограничений по охране и нераспространении сведений, составляющих государственную тайну.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются соответствующие льготы.

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных Законом.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Закон устанавливает основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. Ими могут являться признание должностного лица или гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления.

Трудовой кодекс Российской Федерации в качестве одного из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя предусматривает прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне (п. 12 ст. 81 ТК РФ).

Важную роль в жизни современного общества играет информация и информационные ресурсы. Государство охраняет не только сведения, составляющие государственную тайну, но и другую информацию, которая в условия рыночных отношений требует защиты

Правовому регулированию в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» подлежат отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий и обеспечении защиты информации.

Под информацией в соответствии с названным Законом понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления:

· информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

· информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

· обладатель информации – лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

· конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

· распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

· электронное сообщение – информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

· документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

К общедоступной информацииотносятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее – государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее – муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

Нормы Закона не распространяется на отношения, возникающие при:

1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;

2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

3) обработке подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.

Под персональными данными понимаются любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Общедоступные персональные данные – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

Основным принципом работы с персональными данными является принцип согласия субъекта персональных данных на работу с предоставляемой им информацией и обеспечение конфиденциальности персональных данных. Данные правила не распространяются на общедоступные персональные данные, которые получены из общедоступных источников персональных данных (в том числе справочников, адресных книг). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных. Сведения о субъекте персональных данных могут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

Положения о защите персональных данных гражданина нашли свое развитие в гл. 14 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 85 Трудового кодекса Российской Федерации персональные данные работника – информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника.

В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать следующие общие требования:

1) обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;

2) при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом и иными федеральными законами;

3) все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение;

4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со статьей 24 Конституции Российской Федерации работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия;

5) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;

6) при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;

7) защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;

8) работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;

9) работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;

10) работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников.

При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:

· не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами

· не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;

· предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

· осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись;

· разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;

· не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции;

· передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций;

· предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности).

Защита прав субъектов в указанной сфере осуществляется судом, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба.

Материалы по этой же теме:
Правоотношения и их участники
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Гражданское право
Источники (формы) права
Правовое государство

12 сентября 2011 | Правоведение | 593